Адриян Прохоров - главный и практически единый самостоятельный герой повести, московский гробовщик. Историю об Адрияне Белкину рассказал приказчик Б. В.; но не только голос приказчика - голос самого Белкина насилу пробивается сквозь авторскую интонацию Пушкина
Он указывает на то, что мировая литература до сих пор знала образ веселого гробовщика : в романе В. Скотта " Ламмер-Мурская невеста" и в трагедии Шекспира "Гамлет". Белкин-Ский(пушкинский) гробовщик - пасмурный; сердце его не радуется, хотя только что осуществилась мечта его жизни - семейство(он, жена, две дочери) переезжает с Басманной в собственный желтый домик на Никитську. Да и как радоваться, если А. П.
(игровое совпадение инициалов автора и героя) занимает воистину гамлетовский вопрос - быть или не быть купчихе Трюхиной, что находится при смерти. И, если не быть, то или пошлют за ним с Разгуливал? - желательный домик расположен слишком далеко от желательной "клиентки".
Вместо гробовщика веселый автор; он видтиняе молчаливую пасмурность А. П. насмешливыми описаниями( вывески с дородным Амуром и перевернутым факелом и инш.). И сразу объясняет характер А. П. - тот разучился радоваться жизни не поэтому, что каждый день сталкивается со смертью, а потому что смерть, как и самая жизнь, свел к выгоды и невыгоды; что дождь для него - не дождь, а источник разорения; что человек для него не человек, а потенциальный "наполнитель" гробы. Грех не " подвергнуть испытанию" такого героя, не напугать его готическими литературными ужасами
Собственно, иронический сюжет новеллы рождается из игры слов. Новоселье может означать и переезд на новое место жи-тельства, и - метафорически - похороны. Этого имело. А. П., что переехал, здесь же попадается в гостей к новому соседу, сапожнику Готлибу Шульцу; там пьют "за здоровья тех, на кого мы работаем" - и, смеясь, предлагают гробовщику: "пей, батюшка, за здоровья своих мертвецов". Рассерженный(и пьяный) А. П., осердясь, совмещает метафору новоселья с оксюмороном "здоровье мертвецов" - и приглашает "мертвецов православных" на новоселье
Неожиданно слово оборачивается пивъявою; ночью А. П. будят и радуют вестью о смерти Трюхиной; устроив ее посмертные дела, он поворачивается - и застает дома гостей. Мертвецы православные являются на призыв - чтобы напомнить А. П. о его "профессиональные грехи"; среди гостей - отставной сержант гвардии Петр Петрович Курилкин, которому в 1799 г.(год рождения Пушкина) А. П. продал первый свой гроб - сосновую за дубовый. ( В обиде Курилкина как бы является из подсознания А. П. его "оттесненная совесть".
Сцена, которая пародирует роман ужасов, переходит в сцену, написанную в духе "мещанской идиллии"(что уже обусловлено самым чином "маленького желтого домика"). А. П., что проснулся, видит солнечный свет, сияющий самовар(т.е. в том, что окружает повторенные радостные тона его домика); узнает, что все событие с ним было сном; и вдруг выявляет в себе способность радоваться. И потому, что купчиха Трюхина живая( потому что если она мертвая, значит - сон был действительностью; если же сон был действительностью - А. П. и в дальнейшем не защищенный от возможных свиданий со своими "клиентами").
и, главное, поэтому, что день - хороший, что он - живое, что можно попить чая с дочерьми(которых он раньше лишь ругал). Социальная, "профессиональная" подол как бы спадает с него глаз - он снова становится "обычной" человеком, погруженным в поток живого жизни. То есть его литературная родословная восстанавливается; он встает в один ряд с гробовщиками В. Скотта и У. Шекспира
Повести Белкина характеристика образов Адриян Прохоров
Комментариев нет:
Отправить комментарий