Здесь будет город заложенный На зло горделивому соседу.
О. С. Пушкина. Медный всадник
Петербург… Город, сведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения большого Петра, которое дерзнуло бросить вызов самой природе. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою удивительную идею. Действие романа “Преступление и наказания” разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положение в обществе, блистательности и великолепия. Петербург Достоевского - это отвратительная трущоба, грязные и дома терпимости, узкие улочки и пасмурные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нет чем дышать от смрада и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванце, продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: из моста на глазах в Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами франтовской господской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлови, на мостовой минует кровью Екатерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которая “где-нибудь напоили, обманули, так и пустили на улицу”. Петербург Достоевского больной, и больные, кто морально, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной особенностью, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, есть раздражающие, навязчивый, нездоровый желтые цвета. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым выпитым лицом, желтоватые обои в комнате в Сони, “мебель с желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отбивают безвыходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрихподий.
Предвестником нехороших событий есть также красные цвета. За полутора месяца к убийству Раскольников отправляется заложить “маленькое золотое колечко из тремя какими-то красными камешками” - подарок сестры на память. “Красные камешки” становятся как бы предвестниками неминуемого пролития крови. Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова делает замечание Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению…
Ока Раскольникова уже привыкли “к городской пыли, к вести и к огромным что теснят и давят домам”. Отвратительные не только улицы, мосты и дворы, но и жилья героев романа - “нищие, приниженные и оскорбленные”. Гнетущее впечатление делают многочисленные и подробные описания кривых ступенек, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой малюсенькой каморке, больше похожий на “гроб” или “шкаф”, где “вот-вот стукнешься главой об потолок”, тянет свое существование главный герой. Не удивительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, “животным дрожащей”. В самом воздухе Петербурга словно раскрытая какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, которое властвует здесь, находит зловещие черты в возбужденном мозге Раскольникова, его преследуют образа насилия и убийства. Он - типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тление, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдает последнюю копейку попав в бедствие Екатерины Ивановне и Соне, старается помочь матери и сестре, не остается равнодушным к незнакомой проститутке на улице. Но однако раскол в него душе слишком глубокий, и он переступает черту, которая отделяет его от других людей ради того, чтобы “сделать первый шаг” во имя “ общего счастья”. Раскольников, возгордившись себя сверхчеловеком, становится убийцей, как никогда стал убийцей и палачом именно этот город. Его замечательные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в него изысканной архитектуре
Петербург не раз становился действующим лицом российской художественной литературы. О. С. Пушкина составил гимн большому городу в “Медном всаднике”, лирично описал его замечательные архитектурные ансамбли, сумм раки белых ночей в “Евгении Онегине”. Но поэт чувствовал, что Петербург неоднозначный:
- Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, С от неб зелено-бледный, Сказка, холод и гранит…
B. Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистный ему Питер, где так тяжело и болезненно жить. Петербург в Н. В. Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной
Красотой скрытая крайне бедная и убогая жизни. Только что мы познакомились с Петербургом Достоевского. Можно сделать вывод, что все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличного жизни, интерьеры “углов” - создают общее впечатление города, который вражеский человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления. Традиции изображения Петербурга были продленные такими замечательными поэтами, как А. Ахматова и О. Мандельштам. У каждого из них тоже свой город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлен хорошим и величественным, как у Пушкина. Город Мандельштама - жутковатый-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:
Ты возвратился сюда, так глотай же скорее Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский день, Где к зловещему дегтю желток
Цветопись в портрете города в романе Ф. Г. Достоевского “Преступление и наказания”
Комментариев нет:
Отправить комментарий