В тысяча восемьсот сорок пятому годе Кобзарь путешествовал по Украине. Поэту пришлось увидеть невероятные страдания, рост антифеодального движения. Досадно было Шевченко «спотеригати, как украинские господа, надевши маски «либералов». И Великий Кобзарь гневно осуждал пренебрежительное отношение «малорусской» интеллигенции к собственной истории, к культурному наследству родного народа:
- … Когда-то будем и по-своему глаголать, Как немец покажет И к тому й историю Нашу нам расскажет…
История украинского народа - слепца калека, стара иметь, которую «землячки» отдают на выучку за границу. Шевченко призывает:
- «Учитесь, читайте, и чужому учите, и своего не сторонитесь».
Не надо слепо копировать все иностранное! Поэт всегда поддерживал идею объединения славянских народов: «пусть нерозме-жеванной останется навеки от моря к морю - славянская земля ». Но Шевченко хотел видеть равноправной такое соединение. Поэтому Великий Кобзарь осуждает «славянофилов» и их призывы к объединению народов под властью российского монарха. Шевченко призывает украинцев пересмотреть свою историю сызнова, прочитать ее, не обминая никакой подробности, и лишь то можно будет даты ответ на вопрос:
… что мы?..
Чьи сыны? Которых родителей?
Кем? За что закованые?..
Проблемы упадка национальной культуры актуальные и сейчас, потому что за время существования СССР командно-бюрократическая система много сделала для того, чтобы мы забыли язык родителей, свою историю. Поэтому возрождение Украины надо начинать с национальной культуры
и Шевченко твердо верил, что среди интеллигенции есть и такие люди, которые готовые все отдать служению народу; это к ним Великий Кобзарь обращался с просьбой-требованием:
- Обнимите же, брать мои, Наименьшего брата… Молю вас, умоляю!
и если интеллигенты пойдут навстречу интересам народа, то Украина - « заплакана иметь» - «улыбнется», потому что настанет воля. Итак, в поэме «и мертвым, и живым…» Тарас Шевченко разоблачает прежде всего крепостников - «либералов», осуждает преклонение перед всем чужеземным и пренебрежение к отечественному, призывает просвещенные круги дворянской интеллигенции сблизиться с народом
Проблема моральной обязанности в произведении «и мертвым, и живым, и ненарожденним землякам моим…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий