Реалистическое искусство всегда хочет отображать действительно происходят события и явления. Выбирая самые что нет на есть прозаические предметы, вещи, события, российские художники второй половины XIX столетие старались передать жизнь такой, какая она есть, в самому обычному ее виде. Российский пейзаж в литературе появился давно и занял крепкое место. Так, природа в произведениях и. С. Тургенева представляет собой живой образ, это как бы еще один герой в системе персонажей « Родителей и детей».
В экспозиции романа начальный вид, который изображает бедность, убогость, предопределяет тему всего произведения, приводит к мнению о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение. « Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни насытится, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимые … но как их выполнить, как совершить?» Даже самое противоборство « белого призрака» безотрадной, бесконечной зимы « с ее красным днем» есть уже предопределения конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение « родителей» и «детей», изменения поколений
Однако потом картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление. Хотя мысли об изменении и «испаряются» из главы Аркадия, «весна все же таки берет свое». Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значения этой весны в жизни героев разных поколений. Если Аркадий просто рад «чудесному сегодняшнего дня», то Николаю Петровичу упоминаются стихи О. С. Пушкина, которые, хотя и прерванные появлением Базарова, раскрывают его душевный залог и настроение:
Быть может, в мысли нас приходит
Среди поэтического сна
Другая, старая весна …
Все его мысли направлены в прошлое, поэтому единой дорогой для потерял «историческое зрение» Николая Петровича становится «дорога воспоминаний». Вообще сквозь все повествованиеъпроходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение пространства, незамкнутых пространства. Не случайно герои так много путешествуют. Очень часто мы их видим в саду, аллеи, на дороге … - на лоне природы намного чаще, чем в ограниченном пространстве дома. И это приводит к расширению пространства в романе. Перед нами возникает образ России. По мнению спадают стихи Ф. Тютчева:
Эти бедные жилье,
Эта бедная природа …
Усадьба Николая Петровича будто его двойник (традиция Гоголя, отождествлялась в «Мертвых душах» «хозяйство» с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается воплотить у жизнь его умные проекты. Невозможность его как владельца имения контрастирует с него человечностью и глубиной внутреннего мира. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разрослась и ароматная», есть символ его чистой души. Сад Одинцовой - «аллеи» стриженных елок, цветковые «оранжереи» - создает впечатление искусственного жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины «котится, как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «безжизненной природы» перекликается с внешним и духовным лицам Анни Сергеевны. Вообще местожительство, за Тургеневым, всегда накладывает определенный отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивать в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане - осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, к удивлению похожий он на то дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров возражает природу как источник эстетичного наслаждения. Воспринимая ее материалистически («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), он возражает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и предполагает собой выше начало, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять большой Естеттургенев.
Одинцова, как и Базаров, равнодушная к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то обычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа - источник вдохновения, самый важное в жизни. Именно поэтому все события, связанные с ними, происходят на лоне природы
Павел Петрович не понимает природы, его душа «сухая и страстная», может лишь отображать, но никак не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба». Катя и Аркадий по детскому влюблены в природу, хотя Аркадий и старается это припрятать. Настроение и характеры героев также подчеркиваются пейзажами. Так, Фенечки, «такая свеженькая», показанная на фоне пожилого пейзажа, а Аркадий и Катя так же молодежи и беззаботные, как и окружающее их природа. Базаров, как не возражает природу («Природа навевает молчание сна»), все же таки подсознательно единый с ней. Именно на природу отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, приходит в негодование, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться
Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев наделяет вид психологической функцией. Природа в романе делит все на живое и безжизненное, естественное для человека и нет. Тому опис «знаменитого, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетное в жизни человека перед величием и красотой вечной природы. Самая дуэль представляется в сравнении с этим утром «екою глупостью».
Последний пейзаж - это «реквием» по Базарова. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполненное все описание сельского кладбища, на котором похороненный Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природы, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизнь
Произведение на тему: Роль пейзажа в романе и. С. Тургенева « Родители и дети»
Комментариев нет:
Отправить комментарий