Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею «Тихий Дон» в переломные года революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкой работе в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Незабываемый образ матери Григория - Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в работе. Многому побоев приняла она от буйного и своенравного мужчины, многому тревог познала, многому потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична - скромная и трудолюбивая женщина, она имеет мудрый ум, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела укротить и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее Влиянием мужчина не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнавши, что тот вырезал семью Михаила Кошового. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтобы нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи не сродни, так-то!» - решительно заявил старый, управляемый суровым взглядом Ильиничны
Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его к последней минуте ждала она из войны, потерявши и мужчины, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собравши последние силы, вышла она ночью с дома. «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голыми, выбитыми каменными катками ток ложилась густая тень... Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, будто бы он стоял сразу возле нее, позвала:
- Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!»
Преданно любит Григория и боязливая Наталья. Ее любовь самоотверженная, покорная, но непонятные Натальи трудные думы, которые терзали Григория. Настоящую родственную душу находит Григорий в Ксении. Когда Наталья упрекает ее за то, что и отнимает отца у детей, Ксения отвечает: « У тебя хоть дети есть, а он у меня... один на всему белому ветки! Первый и последний. Знаешь что? Давай о нем больше не гутарить. Жив будет он, оборонит его от смерти царица небесная, вернется - сам выберет...»
Ксения пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, испорченную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она имела сложную, богатую душу. Писатель часто передает чувство, которые волнуют Ксению, через восприятие ею окружающей природы. Вот после трудной болезни Ксения впервые вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. «Другим, чудно обновленным и обольстительным, стал перед ней мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Обвитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая изгородь и дорогая за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - все казалось ей невиданно хорошим, все цвело густыми и нежными красками, будто бы осиянное солнцем».
Жизнь без Григория, без любви была для Ксении невыносимая, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поповзу...» Яркая, порывистая, самоотверженная Ксения остается надолго в памяти читателей
Немалое достоинство романа «Тихий Дон» предоставляет соединение эпического изображения больших исторических событий со странной лиричностью рассказа, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых тайных чувств и мыслей, и в большей мере это относится I к описанию женских образов простых россиян женщин
- Ждет тебя много укоров жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качати, Буйного мужчины домой ждать, Плакать, работать - так думать унило, Что тебе жизнь молодая обещало, Чем подарила, что даст впереди... Бедная! лучше вперед не смотри! Н. А. Некрасов. «Свадьба»
Героини Г. Шолохова очень разные, но их объединяет полнота восприятия жизни
У меня сложилось впечатление, которое в те года женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегкая. Если мужчина бил жену, то это полагало в порядке вещей: раньше отец учил уму-ума, а теперь, стало быть, мужчина. Вот следствия такого отношения Пантелея Прокофьевича к своей жене:
«... в гневе доходил до беспамятства и, по всей видимости, этим раньше времени состарил свою, когда-то хорошую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену».
Но так было всегда и почти в каждой семьи. И люди воспринимали это как неизбежно и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были деть, о которых надо было заботиться. И как ни разновески была ее частица, она твердо знала свое назначение. И это помогало ей выстоять
И случилось страшное - началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал
Брата. Тяжело было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужчины идут, а их жены остаются. Судьбы Ксении и Натальи переплетены, зависимые одна от другой. Выходит так, что если счастливо одна, то несчастная другая. Г. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена. Наталья любила своего мужчины всей душой: «...жила, сращивая несознательную надежду на возвращение мужчины, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».
Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизням. Она желала сделать все для сохранности семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побуждал ее на этот учинок. Как бы то не было, но Наталья изменилась. Был ли такой переворот в жизни Ксении? Мне кажется, что был. Возможно, он наступил после смерти Тани. Потерявши дочь, она «не ведала ничего», не думала нет о чем... Ужасно. Иметь живая, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана.,. И в этот тяжелейший момент своей жизни Ксения оказалась совсем одна. И кому-то было помочь ей... Кому-то? Но ведь нашелся один «сострадалец», близость с которым привела к разрыву Ксении с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была больше милосердная. Эта героиня, к моему восхищению, имела воистину материнские чувство, которые объединили ее с Ильиничной, но немного отдалили от Дарьи, единственный ребенок которой умер
О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком: «...а дите в Дарьи умерло...»
И все. Никаких лишних чувств, эмоций... Этим Г. Шолохов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже кончина мужчины ненадолго ее огорчила, она быстро оправилась. Очевидно, Дарья не подвергала испытанию глубоких чувств к Петру, она просто привыкшая кнему.
Мне жаль ее. Дарья далекая семье Мелеховых. Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Бедная! Боясь ожидание неминуемого, теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, потому что только они могли понять ее: «Прощайте, бабоньки!»
Незадолго до этого пошла из жизни и Наталья. После их смерти Ксения сблизилась с матерью Григория. И это естественно. Очень жаль, что чувство, которые соединили этих двух женщин, возникли так поздно, буквально за шаг к смерти, которая ждала каждую из них. Произойди это раньше, быть может, они бы повлияли на Григория, сумели бы сделать вместе то, что не по силам было сделать каждой вотдельности.
Ксения и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставивши Григория на раздорожье дорог. Может быть, Г. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше - не выйдет! Действительность только тогда реальная, если она правдивая, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее
Наталья и Ксения в романе «Тихий Дон»
Комментариев нет:
Отправить комментарий