За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия и крылось глубокое и простое сердце поэта
Ле-Гальен об Оскаре Вайльда
Роман Оскара Вайльда — уникальная вещь. Еще никогда в жизни мне не приходилось так часто не соглашаться с автором книги и так же часто удивляться, с какой ловкостью автор доказывает к логическому завершению абсурдные мысли и утверждения. В самом деле, можно согласиться с современником Оскара Вайльда, литературным критиком, и продолжить его выражение, приведенное в эпиграфе: «Парадокс у него — это только истина, поставленная торчком, чтобы привлечь внимание». В самом деле, уже в предисловии к роману автор подает отдельные интересные утверждения, и над каждым из них можно призадуматься, по поводу каждой мысли можно спорить. Так, Оскар Вайльд твердит, что «искусство не дает никакой пользы». Неужели? - так хочется воскликнуть, но когда начинаешь раздумывать именно о пользе в ее практическом, утилитарном виде, то и в самом деле — не дает. Или вот афоризм из раздела IV: «Пунктуальность — это вор времени». Нет, все наоборот! - такая первая реакция была у меня. Но подумаешь — подумаешь, и видишь, что автор прав. Необыкновенный это роман — «Портрет Дориана Грея». Говорят, после него выхода в мир более как 70 публикаций было сделано в газетах и журналах Лондона. Большинство из них давала негативную оценку роману и его автору. Лондонцы назвали этот роман аморальным. Остается только удивляться — почему? Но автор же показал, как человек, который нарушил человеческие принципы жизни, была все-таки наказанная. И хотя Оскар Вайльд и говорит, что «художник не моралист», но произведение его демонстрирует торжество морали. Именно об этом говорит автор в своем письме к Артуру Конан-Дойла: «Не могу постичь, почему кое-кто воспринимает «Дориана Грея» как аморальную книгу, ...мне кажется, что мораль этой книги более чем очевидная».
Этот роман Оскар Вайльд задумал как апофеоз искусству, красоте, совершенства, которые являются высшими за нашу обычную человеческую жизнь. Но это то, что лежит на поверхности. На самом деле же автор приглашает читателя открыть для себя глубины, не читать роман пренебрежительно. Ведь в романе речь идет о философсько-эстетичные проблемы: о человеческом существовании, о роли искусства и прекрасного в жизни человека, о роли этического и эстетичного в отношениях между людьми. Оскар Вайльд показывает, что искусство может стать наивысшим судьей совести: по сути дела, не правосудия, а сам Дориан Грей осуществляет наказание над собой. Самое искусство призвано выявлять и найпрекраснише, и омерзительнейшее в жизни. С помощью искусства человек может осознать свое собственное «Я», увидеть себя и мир. В романе в самый раз и речь идет о влиянии искусства на душе. Истинное искусство не может иметь фальши, прекрасное должны быть прекрасным, а если оно не такое, которым кажется, то оно недолговечное. Так и красота Дориана Грея — она не была истинной. Нет, она будто и истинная, но только извне. Внутренне красота была испорчена, и в конце концов Дориан Грей не выдерживает такого двойного жизни. Он, правда, хотел уничтожить только портрет, но уничтожает самого себя — и справедливость торжествует!
В романе речь идет и о гедонизме — жизнь по принципу наслаждения. Дориан Грей хочет получать от жизни только прекрасное, как-то говорят, съесть все плоды, ъкоторые растут только на солнечной стороне. Лорд Генри помогает ему на этом гедонистическом пути — делает подсказки, руководит теоретически. Правильно сказал Безил Холлуорд: «Ты, Генри, не говоришь ничего морального и не делаешь ничего аморального». Но лорд Генри считает, что ни плохого, ни доброго влияния не существует. Здесь можно поспорить. Ведь именно благодаря лорду Генри так изменилась жизнь Дориана, именно его слова, которые зачаровывали будто музыка, изменили жизни юноши; именно книга, которую подарил лорд Генри, научила его жить по-другому. Хотя и здесь автор будто хочет предостеречь нас: что бы не говорили другие, к чему бы они нас не тянули, всегда надо иметь свою голову на плечах, и действительно, не подвергаться ни хорошему, ни плохому влиянию. Но и в самом деле, если я считаю себя человеком самостоятельной, то дослухаючись к чьим-то советам, всегда надо анализировать их, потому что ответственность за принятое решение всегда лежит на самом человеке
Наверное, правый и автор, который назвал свой роман «золотой парчой». Он говорил, что между ним и жизням всегда стоит занавес со слов — « ради одной фразы я выбрасываю в окно правдоподобие, а ради эпиграммы забываю о правде». Возможно, так же надо воспринимать роман — это игра слов, это красивые фразы, необыкновенные парадоксальные выражения и все... Однако же ни — это намного серьезнее. Автор за игрой слов скрывает важные вещи — философские: что есть человек? для чего она живое? которые ее жизненные ценности?
Каждый из героев романа воплощает определенную авторскую идею. Дориан хочет быть вечно юным, лорд Генри проповедует культ наслаждения, художник Безил символизирует преданность искусству. Дориан Грей ради наслаждения теряет себя истинного, начинает бояться жизни, у него нет никого, кому бы он мог доверить свои тайны. Он старается в вире удовлетворений забыть о своих преступлениях, но чем дальше, тем сложнее это делать. Портрет — это его совесть, это он истинный. Он не может покинуть портрет больше как на три дня — его так и тянет вернуться, посмотреть на себя хоть и обезображенного, но все же таки истинного
Оскар Вайльд довольно ясно дает понять нам, читателям: плохие дела, возможно, никому и не станут известные, но самый человек знает о них и несет ответственность за все, что она сделала в жизни. «Каждое преступление вульгарное, так же, как и каждая вульгарность — преступление», — утверждает Оскар Вайльд. И мне кажется, что в этой фразе отображено жизненное кредо автора — жизнь должна быть красивым, не обезображенным никакой вульгарностью. Если бы люди жилы по принципам красоты и гармонии, то не было бы в мире ни преступлений, ни убийств, ни войн. «Красота спасет мир» — так сказал еще один классик — Достоевский. И хоть какими разными есть эти оба писатели, в этом их взгляды совпадают. «Дни ваши — это ваши сонеты», — сказано в последнем разделе «Портрета Дориана Грея», и как мы эти сонеты составим в молодости, так и запоем в старосте (а то и раньше...). Вот такая, по моему мнению, естетика и философия романа!
Философсько-Эстетичные проблемы романа Оскара Вайльда «Портрет Дориана Грея»
Комментариев нет:
Отправить комментарий