Французский драматург румынского происхождения Ежен Йонеско (1909-1994) вошел в историю мировой литературы как ярчайший и найпослидовниший теоретик и практик "театра абсурда".
Сам Йонеско всегда говорил, что "театр абсурда" начался именно из него первых пьес, из "Голомозой певицы", "Стульев", "Жертв обязанности". Хотя значнишим шагом в развитии этого напрямую Йонеско считал приход в театр в 1963 году Самюеля Беккета с него знаменитейшей пьесой " В ожидании Годо". "Театр абсурда" был от своего начала для Йонеско "театром борьбы": против буржуазного театра, который он иногда пародировал, и против реалистического театра. Реализм Йонеско считал просто "театральной школой", утверждал, что самая реальность "нереалистичная". В буржуазном театре Йонеско не принимал его чрезмерной заангажированности: весьма много внимания в таком театре отводится вопросам экономики и политики. Что же нового принес "театр абсурда"? Йонеско хотел вывести на сцену именно "экзистенциальное существование человека", показать полноту и целостность этого существования и вместе с тем его глубокий трагизм, трагизм, который возникает из осознания абсурдности мира. Йонеско упоминает слова шекспировского героя: "Мир - это история, рассказанная идиотом, преисполненная шуму, лишенная любого смысла и значения". Именно такую историю хотел передать Ежен Йонеско.
В 1948 году он начинает работу над пьесой "Голомоза певица". Не принимая ни реалистического, ни буржуазного театра, Йонеско старается создать определенную пародию на театр вообще. В пьесе Йонеско есть откровенно пародийные элементы, которые воссоздают распространенные театральные штампы. Например, знаменитейший монолог пожарника под названием "Насморк". В композиционном плане такой монолог должен играть роль ключевого для всего произведения в целом, но в Йонеско этот монолог - ярчайший пример абсурда. Но, возможно, самым важным есть то, что "пародия на театр" оказывается и пародией на ежедневную жизнь, очень похоже на реальность, которая вызывает ненависть в обывателя
Когда же появилась известнейшая пьеса Йонеско "Носороги", она была воспринята как пьеса антифашистская. Сам Йонеско соглашался с таким трактованием своего произведения, но и делал ударение на том, что "Носороги" - еще и пьеса, направленная против всех видов коллективной истории, за чем бы они не были скрыты. Он исследует самую психологию насилия и покорение, которому служит современное массовое сознание
На примере Ежена Йонеско мы наблюдаем очень распространенное расхождение между декларацией творчества и самым творчеством. Пьесы Йонеско, написанные, казалось бы, по законам "театра абсурда", переросли сам авторский замысел и стали чем-то большим, чем пародия на театр
"Театр абсурда" Ежена Йонеско
Комментариев нет:
Отправить комментарий