Никакого большого художника не обошло его любви. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь — это венец любви. Просто любви простого человека проходит незаметно для окружения, а любовь неординарной личности олицетворяет вечность и бессмертие. Итак природньо, что любовь Йоганна Вольфганга Гете не прошла незаметно, а вылилось у творчества
А поскольку трагедия «Фауст» создавалась на протяжении продолжительного времени, то ее автор переживал в эти года много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала ли бы самая трагедия, если бы ее автор не пережил первого любви к Кетхен Шенкопф и отречение его ради спасения личной свободы, если бы не было в него жизни новой вспышки жизнелюбия, которое проснулось в любви к дочери сельского пастора Фредерика Брион — и бегства от нее; если бы не было в него жизни бракосочетания с юной Христианою Вульпиус, которая стала матерью его сына
Итак, история с Маргаритой в трагедии «Фауст» — это исповедь юности. Вся своя жизнь Гете считал, что « Венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к нее». На этой основе разворачиваются поиски Фаустом наивысшего мига, на этой основе вызревают его совести относительно выхода из вечного запертого кола:
Я рвусь от жажды до наслаждения,
и в наслаждению я жажды алкаю
Маргарита стала для Фауста олицетворением того счастливого мига, о котором он мечтал. Она — символ молодости и красоты, простоты и невиновности, чувствительности и нежности. Однако она не наделена интуицией самосохранения, и потому обреченная на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, ему присущий психологическая утонченность и жертвенность
Или любил Фауст Маргариту? Наверное, нет. И хотя ее гибель для него является духовным опустошением, хотя он готовый ее спасать, Маргарита была в него жизни лишь мгновенностью, поникшей бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может
Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувство ее обострены, ведь она причастная и к отравлению матери, и к убийству брата, и к смертные казни своего ребенка. Поэтому она сходит с ума. Но образ ее цельный в своей самоотверженности и невиновности. Даже небо смилостивилось наднею.
Маргарита ощутила, что Рафаэль является врагом:
Сквозь маску эту увидела она
Моего ума скрытое могущество
Но это же можно сказать и о Фаусте, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви
Эта любовь земная. Но Фауст был в состоянии на любовь мистическое: погружаясь за границы пространства и времени, выхватывает среди античных героев обиды
Париса и прекрасной Геленн. Гелена оказалась для Фауста недосягаемой, как самая красота
Его страдание за Геленой другие — он хочет недосягаемого. И хотя о Гелене он говорит: « Кто взнав ее — без нее жить не может!» — однако едва ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориона — сына Фауста и Гелени — становится феерическим видением, похожим на сон
А истинная любовь, которой олицетворяла Маргарита, способное на прощение. И в уже другом миру она польется навстречу Фаусту так, как когда-то — счастливая
«Любовь! Блаженство! Сердце! Бог!» (тема любви в трагедии Гете «Фауст»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий