Мы, большей частью, мало знакомые с литературой родного края и не предполагаем мысли, которые среди наших земляков есть авторы, произведения которых вошли в мировую литературную казну. А Тернопольщина дала мировые художников, чьи имена мы с гордостью можем назвать среди плеяды чрезвычайно талантливых писателей. Вспомним лишь Юлиана Опильського, Богдана Лепкого, Романа Купчинського, Степана Будного, Бориса Харчука и других. Присмотримся до трех фигур — Опильський, Лепкий, Купчинський.
Литературное наследство Юлиана Опильського содержит замечательные образцы исторической прозы. Повести «иду на вас», «Идолы падут», «Вурдалака», «Золотой лев», «Сумерк» и другие говорят об интересе писателя к давней украинской истории, в частности периода Киевской Руси. В каждом произведении автор делает ударение на идее народа как движущей силы общества. Наверное, таким образом Ю. Опильський хотел провести временную параллель между прошлым и началом XX столетие, когда были написаны упомянутые повести. Начало XX столетие — это сложный и противоречивый период больших катаклизмов и не менее больших надежд на украинскую государственность
Срисовав время становления и расцвета Киевского государства, писатель оказал свои демократические позиции и собственный взгляд на необходимые предпосылки существования Украины как государства. Главной такой предпосылкой является появление мудрого правителя, которого поддерживает сплоченный, просвещенный, трудолюбивый народ, который во имя высшей идеи может забыть внутренние распри. Эта мысль последовательно прослеживается из произведения в произведение. Обращение автора к историческому опыту, к образам выдающихся правителей (Святослава, Владимира) наталкивают по мнению, которое Опильський старался найти ответы на вопрос, которые поставил перед украинским народом время, и призвал посудить, при которых обстоятельств украинцы могут иметь государство
Другой исторический период — гетьманування Ивана Мазепы — заинтересовал талантливого писателя Богдана Лепкого. Творческое достояние этого автора включает и замечательную поэзию (вспомним знаменитый стих «Слышишь, брат мой...», что лиг в основу не менее знаменитой песни), и интересную новеллистику. Значительное место в него наследстве занимает историческая проза: повести «Мотря», «Не убивай», «Батурин», «Полтава», « Из-под Полтавы к Бендерам», что составляют эпопею «Мазепа». Образ гетмана Мазепы очень противоречивый как в литературе, так и в записях историков. Кое-кто считает гетмана переизбытка хитрым и неискренним в отношениях с Россией. Но неопровержимым остается то, что Мазепа- это политик, главной целью которого было утверждение государственности Украины
Творчество Богдана Лепкого развивалось в начале XX столетие, когда идея создания государства приобрела актуальность в украинской общине. Поэтому исторический опыт борьбы за собственное независимое государство, художественно переосмысленный в прозе Богдана Лепкого, имел большое значение в то время. Этот опыт не потерял своего значения и в наши дни. В произведениях писателя относится проблема национального вырождения, исторической непамятливости, которая угрожала украинцам. А также здесь идет язык о людях, чьих именах символизируют национальное достоинство, кто отдал жизнь за освобождения родного края от чужеземного гнета
Рядом с именами Юлиана Опильського и Богдана Лепкого стоит имя Романа Купчинського, автора стрелецкой поэзии и известной трилогии «Метель». Его творчество расцветает тоже в первые десятилетия XX столетие
Ю. Опильський и Б. Лепкий обращались к истории, искали ответа на болезненные вопросы современности в славном прошлом Украины. Роман Купчинський — автор прозаического произведения, которое рассказывает об украинской истории, но, в отличие от упомянутых писателей, пишет о событиях, участником которых был сам. Купчинського можно считать летописцем стрелецкого движения. Трилогия «Метель» была создана посреди военной метели, которая захватила молодого стрельца в свой неистовый водоворот. Сначала шесть лет войны, потом лагерь, аресты, тюрьма Бригидки. Писать приходилось впопыхах. Но тем сильнее поражает произведение, в котором все — пережитое и выстраданное. Трилогия привлекает отсутствием плачей и вздохов над судьбой народа, дышит чаром юности и привлекает знаменитейшим стрелецким юмором, надеждами к лучшему будущее родного края
Обращаясь к произведениям наших земляков, мы знакомимся с историей Отчизны, осознаем свою ответственность за ее судьбу. Понимаем, что нельзя повторять ошибки дедов и родителей, а необходимо помнить о тяжелом историческом опыте нашего народа. Тот заслуживает на будущее, кто уважает прошлое. Перелистаем еще раз страницы книг, которые написали наши краяни, и посудим над тем, чем они гордились и над чем они сокрушались. Их богатое творческое наследство заслуживает нашего внимания. Не ищем ценных жемчужин далеко от дома. Художественный дивосвитпоруч.
Художественный дивосвит рядом (литература родного края)
Комментариев нет:
Отправить комментарий