среда, 4 февраля 2015 г.

«Очарованный путешественник» М. С. Лескова

Российский писатель М. С. Лесков в повести «Очарованный путешественник» создает совсем особый, не сравнимый ни с одним из героев российской литературы обид. Это Иван Северьянович Флягин, «очарованный путешественник». У него нет никакой конкретной цели путешествия, потому что жизнь неисчерпаемая. Широкая душа путешественника уживается абсолютно со всеми - будь то дикие киргизы или строгие православные монахи. Он настолько коммуникабельный, что згодно жить по законам тех, кто его принял. По мусульманскому обычаю он имеет несколько жен. Жестокую «операцию», что с ним проделали татары, принимает как надлежащее. В монастыре он не только не ропщет на то, что в наказание его, заперли на все лето, но даже умудряется найти в этом радость:


«Здесь и церковный звон слышно, и товарищи посещали».


Но, несмотря на такую живучую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может сдаться, что Иван легкомысленный, непостоянный, неверный себе и другим, поэтому скитаеться по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей. А настолько частое изменение мест пребывания и неразумная тяга к странствиям Флягина объясняются совсем не недовольством жизням, а, напротив, жаждой выпить ее к последней капле. Флягин настолько открытый жизни, что оно именно несет его, а он с мудрой покорностью плывет по нему. Но это не следствие душевной слабости и пассивности, а полное принятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ему во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честный, вознаграждает его за это и сохраняет. Иван неуязвимый для смерти, к которой он всегда готовый. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти, цыган вынимает его из петли, он берет гору в поединке с татарином, бежит из плена, спасается от шаров во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь гибнул, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он - «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет».


На него совести - смерть монаха, татарина и цыганки Груши. Он без зазора совести бросает своих детей от татарских жен, его «соблазняют бесы». Но ни один из него «греховных» поступков не рожденный ненавистью, неправдой, жаждой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного случая, Саварикея Иван засек к смерти в честном бое, а в истории с Грушей он поступил, соблюдаясь веление своей совести, осознавая, что делает убийство… Понимая неизбежность смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущему вымолить у Бога извинение. «Ты поживешь, ты Богу душа видмолиш и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», - умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честный с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не скрывает, потому что душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивный и простой, как ребенок, но когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязания птички он наказывает господскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам получает суровое наказание


Ему «за народ очень, умереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым родители не имеют сил расстаться. Флягин необычно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и странного дара - всегда ощущать радость - состоит в том, что он всегда действует так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармонический, и он готов бороться со взлом, когда оно стоит на него пути. Флягин - само проявление жизни. Он естественный как трава, дерево, птицы, звере. И вместе с тем, это чисто российский характер. Ни в какого другого народа нет людей такого типа


Творчество М. С. Лескова тяжело сопоставить с произведениями российских писателей XIX столетие, - и это не поэтому, что его талант не такой большой, как у признанных классиков литературы, а в силу того, что Лесков смотрел на жизнь под другим углом, старался уловить в нем что-то свое, другое, чем его предшественники и современники. По словам Л. А. Анненського, он смотрел на жизнь из некоторого другого уровня, чем Толстой или Достоевский, снизу или изнутри, а верней - из «нутра». Он знает о душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос. Своеобразность творческого подхода писателя заключается в том, что он не старается закуковать обид в рамки той или другой традиции, он смотрит на жизнь намного шире. Наверное, самым ярким примером писательского видения мира выступает его повесть «Очарованный путешественник». Судьба его главного героя - Ивана Северъянича Флягина - воистину необыкновенная и исключительная


Рожденный по молитвам родителей, был «предназначенный» для монастыря. На протяжении всего жизнь он помнит об этом, во всем видя божественные дела, и, действительно, в конце повести читатель видит его монахом. Такое жизнеописание роднит повесть с житийной литературой. Но герой произведения - совсем не святой, и хотя с ним происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар, он так же подданный греху, как и все люди: по вине Флягина гибнет монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду возлюбленную им Грушеньку. В монастырь он попадает поэтому, что ему «деться было никуда», и это - не последнее место его скитання. Кроме борьбы с «бесовскими соблазнами», которые Лесков чаще всего изображает в комическом ключе, Иван Северъянич алкает сразиться с врагами отчизны и «умереть за народ». Пестрота жизни, непредсказуемость поступков героя, крутые повороты сюжета, форма путешествия подводят повесть к авантюрному роману. Чем только не пришлось заниматься Флягииу в жизни! Сначала он - простой крепостной, форейтор графа К. Потом нянька в господском доме, потом - пленник в татарской степи, помощник князя, который отбирает ему коней для покупки, солдат, актер в балагане, послушник в монастыре. Иван Северъянич близкий и к сказочному герою, которому не страшные никакие препятствия. На российского иванушку со сказки он похожий не только своим именем. Граф, который обязан Флягину жизням, предлагает ему любое вознаграждение за него смелый поступок, но иванови ничего не нужно, разве что «гармонию». «Ну, ты в самом деле дурак», - смеется господин и покупает ему то, что он просит. Флягин, при своей наивности и простоте, всегда «выходит сухим из воды», он неуязвимый для самой смерти и говорит о себе, что он «всю жизнь гибнул, но никак не мог погибнуть»: на краю пропасти он останавливает коней, спасается от шаров горцев, берет гору в смертельном поединке с татарином


Лесков сравнивает своего героя и с былинным богатырем. Многочисленные приключения героя временами представляются весьма экзотическими: история с цыганкой Грушей, татарский плен - все это сближает рассказ с романтической традицией. Но Флягин в своей жизни всегда руководствуется другими соображениями, чем романтический герой. Причины бегства в дикую азиатскую степь объясняются не стремлением пойти от надоевшего мира, а чисто прозаично: исчезнуть от ареста за убийство татарина. Любовь к Груши также мотивируется чисто внешними обстоятельствами: Флягин посещает «магнетизер», и под него «магнетическим» влиянием в него сердце загорается страсть к цыганке. Эта неоднозначность и сложность натуры героя проявляется и в том, что при всех своих оманах, промахах и пороках, за которые он и сам себя готов зачислить в «большие грешники», Флягин действует по совести и всегда честный перед самым собой. Рассказывает он о своей судьбе « с полной откровенностью». Жизнь поднимает ему нелегкие испытания и соблазны, но внутреннее чувство, твердость духа, чувство собственного достоинства никогда не позволяют ему забывать о совести: «Я себя не продавал нет за большие деньги, ни за малые, и не продам», - говорит он. В таком глубоком подходе к человеку, ее изображении не «из необъятной высоты», как сказал Анненський, а именно «из нутра» и есть большое открытие Лескова



«Очарованный путешественник» М. С. Лескова

Комментариев нет:

Отправить комментарий