Пьеса Бернарда Шоу "Пигмалион" была написана в 1913 году, вскоре перед началом первой мировой войны, по мотивам мифа о скульпторе Пигмалиона, какой, создавши статую прекрасной Галатеи, влюбился у нее к исступлению и силой своей любви с помощью богини Афродиты сумел вдохнуть у нее жизнь. Заканчивается этот древнегреческий миф счастливым союзом Пигмалиона и Галатеи
В версии, которая предложена драматургом, в роле Галатеи появляется лондонская цветочница Елиза Дулитл, а Пигмалион, который оживил ее, — профессор фонетики Хиггинс. Бернард Шоу ярко демонстрирует свою веру в безграничные возможности человека: обычной бедной замарашке Елизи с чрезвычайной легкостью дается не только овладения английским литературным языком, перед ней приоткрываются истинные богатства духовной культуры, которые застыли в музыке, книгах, и она жадно изучает их. Елизу не просто принимают за истинную леди на великосветском приеме — умная, талантливая, она становится по-настоящему гармонической личностью, которую, даже самые того не желая, создали профессор Хиггинс и полковник Пикеринг. Елиза влюбляется в профессора Хиггинса, но тот не отвечает ей взаимностью, однако и отпустить Елизу со своего дома не хочет, грозясь, что, дескать, Елиза снова попадет на именно "дно" Лондона
Действительно, выросши в одном из самых бедных лондонских кварталов, Елиза была обычной, простой девушкой, которая считала за счастья, когда ей удавалось продать корзину фиалок. Выросши без матери, не ощущая родительского заботы и сердечной теплоты со стороны пьяницы-отца, который был мусорщиком, Елиза все же не потеряла человечности, доброты, чувство собственного достоинства. Она не только много чему научилась в профессора Хиггинса, а и тщательно работала над самосовершенствованием. Это девушка со стойким характером. Когда заканчивается холодный эксперимент профессора Хиггинса, Елиза становится перед выбором: остаться на "птичьих правах" в профессора Хиггинса, рискуя каждого мига быть выброшенной на улицу (характер в профессора довольно жестокий и непостоянный), пойти ли из дома? И она избирает второе. Высокое чувство людской достоинства не позволяет ей жить в этом доме на правах какой-то приживалки. Научившись прекрасного литературного языка и изысканных светских манер, Елиза совсем не изменилась внутренне: осталась такой же труженицей, честным, справедливым человеком, которому присущее чувство гордости, собственного достоинства. И хоть она получила душевную травму (Хиггинс не разделяет ее чувства), я думаю, что Елиза сумеет выстоять, не согнуться от жизненных бур. А знание, добытые эту, настойчивость и решительность помогут ей в жизни. Возможно, она станет продавщицей в цветковом магазине, как мечтала раньше. А может, гувернанткой или даже ассистенткой в профессора Непена. Ее прекрасные способности и старания, конечно, помогут ей в этом. И целиком вероятно, учась дальше, она станет выдающимся лингвистом, даже превзойдет своего учителя Хиггинса. У нее для этого есть все возможности и желания. А хотеть — значит мочь
Надеюсь, что и личная ее жизни сложится удачно: ведь не все же мужчины такие "толстошкурые животные", как Хиггинс. И она не разочаровалась в том, что любовь существует и оно поднимает человека, делает ее лучшей, благороднишою. Нужно только найти его. Хотя претенденты на ее руку и сердце уже есть: Фредди, или, возможно, полковник Пикеринг. Но, как бы не сложилась судьба, главное то, что Елиза никогда не и может вернуться к прошлому. Она это ощутила, когда, обидевшись на холодность и равнодушие к ее судьбе профессора Хиггинса, ночью оставила его дом и встретилась с девушкой из лондонских низов. Она прибавила всех усилий, чтобы твердо стать на ноги, никому за это не завдячуючи. Лишь себе и своим старанием. И, что не менее важно, она всегда будет чувствовать себя человеком, для которого самое важное — чувство ее собственного достоинства
Аким я представляю себе будущее Елизи Дулитл
Комментариев нет:
Отправить комментарий