Впервые купринская концепция человека и природы была воспроизведена как что-то целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей». Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдение и осмысление, и равноценный миру человека в общем потоке бытия
Чувство связи и породнение с этим миром вызывает волнение героя: «затамував дыхание и измерение», «осторожно», «стараясь не шуметь», «удивлялося» и т.д. Столкновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и образом морального очищения. Природа помогает ему забыть о жизненных беспорядке и заботы и погрузиться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, которое имеет непосредственная связь с человеческим миром. Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие миги, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущения своей включенности в вечный поток космического жизни. Философское крашение приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимой в безветренный день. Нависшие на областях пышная грудка снега давила их книзу, предоставляя им чудесный, праздничный и холодный вид. Временами срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие области Снег розовел на солнце и синиввтени.
Мной овладело тихое очарование этого врочистой, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня...» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном - вечное, ощутить свою причастность целому. В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в обиде тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).
Образ природы опоэтизирован в «Олесеви». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного. Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогую во время весеннего бездорожья, герой отмечает, что в воде, который были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отбивался пожар вечернего зарева». Природа видится герою сказкой, волшебством, которое сливает красоту месячной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, волшебную сказку. Сошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лис, легло среди мрака неравными, синевато-бледными пятнами на корявые стволы, на выгнутые суки, на мягкий, как плюшевый ковер, мхи Тонкие стволы берез белели резко и четко, а на их редкая листву, казалось, были накинутые серебристые, прозори, газови покриви
И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».
Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприним в цикле очерков «Листригони», в которых подчеркивается связь человека с естественной жизнью, подчиненность работы рыбаков естественным естественным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально выкрашенный. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т.д. автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к потери космических связей и неполноценности бытия. Купринские охотничьи сюжеты, описания природы выявленные читателю как одна с попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, настолько актуальное для нашей эпохи
Как много прекрасных чувств на земле!
Но наиболее дорогая и приподнятое - это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того й пишет свои произведения, чтобы раскрыть людям глазу на то, чего они не видят или не хотят чувствовать. Прекрасной показанная любовь в произведении Куприна "Гранатовый браслет", любовь бедного телеграфиста к богатой и знатной даме. Вот ведь как вернулась судьба! Любовь бедного Желткова была не мимолетным увлечением, а каким-то по-настоящему огромным чувством, которые может подвергнуть испытанию каждого из нас
Началось все действительно просто шутливо, а закончилось тем, что стало с Желтковым послу семы бесконечного лет. Но вот Желтков решается на поступок, немного непонятный, но все-таки приподнятый и прекрасный. Несмотря на него бедность, он дарит Вере браслет, который ему очень дорог. Но Вера не понимает этого поступка и рассказывает все своему мужчине, который был, естественно, оскорбленный этим. Он принимает это как вызов и идет выяснять отношения с Желтковым. Но что же это за оскорбленный мужчина, если он идет на встречу со своим соперником не один?
Этот приход послужил толчком к самоубийству Желткова. Он понимает, что любви Веры он никогда не добьется и, решив не усложнять ей жизнь, убивает себя. Вера решила увидеть человека, который, по ее мнению, был просто восхищенный ею, но когда она приходит туда, где жил Желтков, когда она видит это прекрасное открытое лицо, понимает, что она потеряла
Любая женщина виднеется о такой любви вся жизнь. А Вера через благосклонность к мужчине, ведь это была только благосклонность, теряет то, что, возможно, ждала всю жизнь. Мне понравилось это произведение, потому что в нем отраженная вся сложность и неоднозначность людской любви, ее невозможность в мире становых и кастовых расхождений, и я думаю, что Куприну прибегло показать ее красоту и силу. Любовь прекрасная, это знают все, кто когда-или подвергал испытанию это чувство. Но у кого в душе еще не зародилось оно, не огорчайтесь! Все еще впереди! Вы только верьте!
Человек и природа в творчестве Куприна
Комментариев нет:
Отправить комментарий