четверг, 5 февраля 2015 г.

Идейнохудожественное значение временной дволлановости в романе П. Загребельного «Чудо»

и. «Чудо» П. Загребельного — роман в двух временных просторах. (Действие романа, по замыслу автора, происходит в двух временных пространствах, между которыми пролегло почти тысячелетие. А поскольку центральный образ произведения — София Киевская, то писатель тесно переплетает период строительства храма и события середины XX столетие, когда храм оказался на границе уничтожения, и в первом, и во второму случая гибли главные герои романа ради спасения храма и любви.)


II. София Киевская, как произведение архитектуры и искусства, сегодня и в далеком ми-нулому. ( Что является искусством сегодня? То, что нравится? Что было мисте-цтвом до недавнего времени? То, ради чего можно умереть!


Им короткой цепочкой раздумий подчеркивается, что София Киевская ста-ла шедевром многих рук, сотен лет, множества усилий и страданий. И здесь временные пространства лишь подчеркивают значимость архитектурного и художественного шедев-ру и его значение для украинской нации.)


1. Нетрадиционность строительства храма. ( На самом деле в романе существует еще одно скрытое временное пространство — дохристианское время Киевской Руси, которая в той или другой мере воплотилась у творения Сивоока. Собор не напоминал византий-ських церквей, откуда пришло христианство, потому что не было в нем простоты и суровости, а было «что-то буйно-розовое, скрыто-языческое», как в тех деревянных языческих святынях, которые их жгли и уничтожали. Нации продов-жевала поклоняться Духу своих предкив, и цс нашло свое воплощение в не - ординарности киевского шедевру.)


2. Значение Софии Киевской для современных поколений. ( В середине прошлого сто-лиття герой романа — историк профессор Гордей Отава в научных дискуси-ях со своими коллегами Запада отстаивал свою мысль первичности культуры славянства. Ярким примером в него дискуссиях служил киевский храм: «Может, выстроен этот собор в слезах, проклятьях и крови, может, с урочис-тем пением и радостью, — хоть как там было, но поднялся он в той земле... и вот над этими деревянными огородами, над обычной непродолжительностью и тимчасовис-тю вознеслось розовое каменное чудо...»)


III. Г. Загребельний об идее временной двоплановости. («Хотелось показать нероз-ривнисть времен, показать, что большое культурное наследство, оставленное нам ис-ториею, существует не самодостаточно, а входит в нашу жизнь ежедневное, влияет на вкусы наши и ощущение, формирует у нас ощущение красоты и величия, мы же платим своим далеким предкам тем, что относимся к их наследству с надлежащей ша-нобою, оберегаем и защищаем его».)



Идейнохудожественное значение временной дволлановости в романе П. Загребельного «Чудо»

Комментариев нет:

Отправить комментарий