Люди должны помнить, что природа - это не просто дом, в котором ты живешь, это то, что живое рядом с тобой, возможно, не похожим на человеческое, но полнокровной жизням. Гениальная поэтесса Леся Украинка поняла эту истину - и перед глазами живыми картинами появились замечательные месячные ночи, лесные чащи, глубины прозрачной воды, луговые туманы. И вся эта лесная, водная, полевая сила пришла к нее, чтобы писательница увиковичила их, дала бессмертия. Как удова мережка, затканная звездами на серебряной основе, появилась «Лесная песня» - произведение, которое вызвало удивление и удивление современников, которые зачаровывает и волнует потомков. Особенно ярко возникает в драме-феерии обид природы как спутника человеческого жизни. Появление человека вызывает тревогу среди жителей леса и озера. Русалка, услышавши, что «тута имеют хижину строить», высказывает свой гнев и грозится:
Ой, те люди
Из-под стрих соломенных!
Я их не изношу!
Водяной не подтверждает Русалку, ведь речь идет о дяде лева, а он приятель лесным жителям. Так намечается линия: человек и природа, зависимость их взаимоотношений от духовного мира человека, ее характера. Русалка говорит о людях вообще, а Водяной - конкретно о дяде Льва. Ведь люди есть резни. Впервые о воле и неволе упоминается в диалоге Русалки и Водяного, который приказывает своей непослушной дочурке не выныривать «три ночи месячные сверх воды», а в ответ слышит: «Я - свободная, как вода!» В этом споре уже звучит какая-то тревога, и она сразу же стихает. Звучит прекрасная и неповторимая, преисполненная могущественной творческой силы мелодия Лукашевой свирели. Истинное высокое искусство, его волшебная сила, способны пробуждать все земные силы. После зстричи с Лукашем Мавка воспринимается как реальный человек. Музыка преждевременно разбудила ее, глубоко поразили ее чувствительную душу. «Весна еще так никогда не спивана»,. - говорит Мавка, ощущая необыкновенную искренность и красоту мелодии. В самом деле, то не весна - на свирели играла людная
Леший торопится предостеречь свою дочурку:
…минуй человеческие тропы, ребенком
потому что там на ходит воля, - там печаль бремя свой носит
Обминай их, дочурку: раи только ступишь - и пропавшая воля:
Мавка искренне удивляется:
Ну, как таки, чтобы воля - та пропала?
Вторично звучит мотив о воле и неволе, теперь уже в жизни человеческому и о невозможности уничтожения БОЛИ в свободном мире - в будущей, духовно богатой, прекрасной жизни, по принципам какого живое Мавка. Природа масс волшебные свойства:
Спит озеро, спит лисе камыш
Верба рипила все: «Засни, засни…»
И снились мне все били сны
Такую прекрасную картину зимней сказки-сна создает поэтесса. Мавнини слова и Начарували Лукаша. Заслушавшись, он с удивлением вимовляе: « Как ты говоришь…». А в ответ слышит восхищенные: «Твоя свирель имеет лучший язык. Заигрывай мне, а я поколишуся». И, слушая мелодии Лукашевой свирели, невольно отзывается тихонечко на тот самый голос:
Как сладко играет,
Как глубоко режет,
Вскрывает белую грудь, сердечко вынимает!
Картина расцвета природы символическая: так расцветает самый человек, одухотворенный высокой красотой искусства. Именно здесь, среди вильнойярироди, непосредственно и непринужденно развиваются искренние взаимоотношения Лукаша и Мавки. Природа оддячуе своих добрых, искренних детей, которые берегут и приумножают ее щедроты. Таким любящим природу как собственный дом в произведении одаренных буйной фантазией людей, которые могут поймать сказку ветра, земли, месяца, воды, птички, дерева, трав, а силой своего мудрого слова одухотворить добро, красоту или обезвредить зло; он из тех людей, которые в лесу могут «встретить» Лешего и Прелестника, Мавку и Русалку, Водяного, Потерчат и Кургузая
Мудрость и сила человека - в единении с природой, которая воплощена тоже в обиде Мавки. Лесная красавица ненавязчиво подсказывала, когда землю пахать, когда сеять, где и когда, какое дерево использовать для нужд хозяйства, поэтому «так, как сей год», когда жила у Лукаша Мавка, «разве когда родило». Вонаще и жилье украсила «умайла цветами попидвиконню - любо посмотрит!». Итак, для Мавки работать - еще создавать «красивое и полезное», умно вмешиваясь в природу. По она - это долька земли, ее духу животворящего. Именно такой она побросает человеческий мир, но не таит в себе зла:
Я обзовусь к ним
Шелестом тихим вербовой ветвей,
Голосом нежным тонкой свирели,
Грустными росами с витивмойх.
Символами родной земли, ее красоты возникают вербаи свирель
Образ вербы проходит через все произведение: верба, которая брала Мавку на зиму в свое лоно: вербочка, которой Мавка стала после проклятий Килины, а потом вспыхнула ясным огнем; вербиця, которая вырастет с легкого, рыхлого пепла сожженной вербочки. Сквозным есть и образ свирели. Она разбудили Мавку, позвала ее к жизни и любви, сладко играла, глубоко резала душа. К будущим поколениям бессмертная Мавка обзовется тоже «голосом нежным тонкой свирели», мелодией, которую ранней весной Лукаш «выигрывал, мечты собирая в роще», и какая ее так поразила. Итак, других она тоже будет будить от сна. Искусство и красота - вечные, они всегда будут вызывать у людей добрые чувства
Произведение за драмой-феерией Леси Украинки «Лесная песня»
Комментариев нет:
Отправить комментарий