воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Искусство молодого П. Тычины

Павел Григорьевич Тычина пришел в литературу на ломке эпох. Конец XIX — начало XX столетие был обозначенный устойчивой идеологией в литературе и вместе с тем поисками новых художественных средств. Писатели старшего поколения отстаивали мысль о том, что литература должна изображать реальных людей и реальные события. В противоположность теориям отраженного изображения жизни приходят поиски новых форм, новых моделей литературного искусства


Вот в такое непростое время в литературу пришел Павел Тычина и уже первым сборником заявил себя самобытным, не похожим нет на кого поэтом


Первые поэтические попытки молодого Тычины приходятся на года обучения в семинарии. Его душа открыта к Богу, но должность священника — это не его внутренняя потребность. Юноши манит мир музыки, поэзии, живописи. Свою музичнисть, ощущение красоты мира, его многоголосие Тычина воссоздал в каждом стихи сборники «Солнечные кларнеты», которая самая стала воспроизведениям гармонии Божественных сфер


Молодой поэт познакомился с дочерьми литературоведа и педагога Ивана Коновала Полиной и Инной. Юноша влюбился в старшую сестру Полину, но девушка ощущала к худому, неуклюжего, непрактичного поэта лишь симпатию и дружеские чувства. Зато младшей сестре Инне Павел запал в душе-. Так образовался классический треугольник, в котором было много не только любовь, а и внимания, уважения, взаимопонимание. Сердце Тычины принадлежало Полине, но Инна тоже была для него дорогим человеком. В поэтическом воображении мечтательного юноши обе сестры сливались в идеальный образ возлюбленной женщины. Лиричность расщепленного сердца вылилась в стихе «О панно Инна», которым очаровывались художники и простые читатели


Это первый любовь закончилась внезапно: Полина вышла замуж и была счастливой в браке, а Инна молодой умершая от сухот. Никакая из сестер не догадывалась, что в каждой из них он видел и любил другую. Но эта раздвоенность не возбуждалась душевного баланса и гармонии Вселенной, потому что самая была гармонической


Сборник «Солнечные кларнеты» оказала незаурядное впечатление на читателей своей неординарностью. Она отличалась в том художественному многоголосии, с ней связывали расширение горизонтов национальной литературы. Это была новая поэзия, которую нельзя было понимать и толковать однозначно. Даже название «Солнечные кларнеты» имеет довольно широкую амплитуду толкования. Сам поэт связывал название сборники с образом Бога-Творца. В самом сборнике лирический герой воспринимает мир как христианин, в подсознании которого живут языческие образа. В поэме «Золотой гул» рядом с Богом, который сеет зерна хрустальной музыки в храмы человеческих душ, действует апостол Андрей Первозванний. И здесь же возникают образа пращуров-солнцепоклонников. В самом деле, в произведениях Тычины присутствующая двойственное число: библейский сюжет о подвиге Христа на Голгофе, о мучениях Пресвятой Богородицы перекликается с трагическими событиями революционных лет и мучениями матери-украины (поэма « Скорбна иметь»); образ Творца объединяется с пантеистическим розмаем славянских богов, с музыкантом сфер


В следующих сборниках длятся проявления Тичинивськой двойственные числа, которая постепенно перестает быть гармонической. И тогда Украина потеряла большого поэта, а Советский Союз получил апологета власти, у которого, по словам Є. Маланюка, вместо солнечного кларнета разрисованная дудка осталась. И Евгений Маланюк жил за границей и не знал, как это — идти за гробом Николая Волнового или спать, не раздеваясь, и всегда держать в передпокой чемодан с вещами на случай, если ночью постучат в двери енкаведисти. Не знал поэт-эмигрант, как это — терять собственную душу, жить в золотой клетке славы и почеты и не иметь возможности даже намеком сказать, что ощущаешь


Трагедия Тычины — это трагедия раздвоенной души, которая потеряла равновесие и гармонию



Искусство молодого П. Тычины

Комментариев нет:

Отправить комментарий