пятница, 12 июня 2015 г.

Тоска по родному краю в драме Леси Украинки "Боярыня" (3 вариант)

Драматическая поэма Леси Украинки "Боярыня" вошла в литературное обращение совсем недавно. Она даже не входила в собрания сочинений писательницы, об "Боярыне" не писали критики, историки литературы. Что же крамольного было в этом произведении, которая советская цензура его не признавала?


В основе поэмы — исторические события, которые относятся к XVII столетие. Именно тогда, после смерти Богдана Хмельницкого, московский царь старался подчинить Украину, лишить ее тех льгот, которых в свое время добился украинский гетман. Делалось это по-хитрому: самых умных украинских старших казаков переводили служить к Москве, давали титул "боярина", предлагали помещение. Жалованьем за эти "блага" была верность российскому царю и полное покорение ему во всем. В частности и в отношении к Украине и украинцев


Именно в такой ситуации оказался Степан — сип старшины, вывезенного к Москве вместе с семьей. По делам службы он приезжает на Родину, влюбляется в Оксану, вступает в брак с ней и перевозит молодую жену в Россию. Вот завязка сюжета, а основное действие разворачивается в Москве, в тереме Степана


Оксана и Степан — главные персонажи произведения. Кажется, у них есть основа для счастья: любовь и взаимоуважение, дом и благосостояние. Однако же оба — страдники, которые переживают истинную трагедию. Более всего показано мучения Оксаны. Украинка-Патриотка, она напрасно силится привыкнуть к обычаям и традициям другого народа. ей не понятно, почему женщины здесь бесправные, приниженные, почему молодая девушка не имеет возможности выйти замуж за любимого, а должна ждать, пока сватья найдет для нее кого-то. Странным кажется Оксане российская одежда, отвратительным — обычай целоваться с чужими мужчинами-боярами, высокими гостями Степана. Но, наконец, ко всему можно привыкнуть, кроме главного: московские "наставники" Степана пренебрегают


Украину, ведут себя там как колонизаторы. Самое страшное, что Степан, как и все другие украинские бояре, вынужден поддерживать эту политику. Оксане запрещено общаться с земляками, отвечать на послание брата, а тем более — поддерживать украинцев у них свободолюбивых стремлениях. Тоска по Родине объединяется в чувством прогибы: ведь она, боярыня, предает свой народ. Вернуться к родные — это значит покинуть любимого мужчины. Остаться на чужбине означает смерть. Оксана избирает последнее. Она "гибнет, вянет", никакой врач не может ее спасти, ведь это болезнь души, болезнь совести, от которой лекарства не существует


Трагедия Степана не более легкая от Оксаниной. Возможно, если бы не она, то парень и не осознал бы своего рабского положения, не ощутил бы своей измены Украине. Но страдание жены, во-первых, розкрили ему глаза на него роль в царской политике. А во-вторых, вызвали мучения собственного совести. Как соединить любовь к Оксане и верность царю, ведь верность царю — это отказ от родной земли, земли Оксаны...


По моему мнению, проблемы, поставленные Лесей Украинкой в "Боярине", аж весьма складне. Не удивительно, что Оксана не выдерживает и смертельно болеет. Тоска по родному краю осталась непреодолимой для героини. Наверное, это обстоятельство было причиной замалчивания драмы. Потому что в ней чужбина — это Москва, столица большой России. Украина же не представляла без нее. Для Советского Союза она была такой же российской, как и другие республики. Разве могла советская цензура понять и пустить к читателю переживания украинки-патриотки и позволить напечатать этот "вредный" для того времени произведение?!



Тоска по родному краю в драме Леси Украинки "Боярыня" (3 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий