суббота, 13 июня 2015 г.

Особенности материализации Овидиевих метаморфоз в романе К. Рансмайра «Последний мир»

Толчком для написания романа «Последний мир» стала работа К. Рансмайра над прозаическими переводами «Метаморфоза» Овидия, которые заказало одно уважительное немецкое издательство. На несколько лет Овидиеви «Метаморфозы» пленили воображение писателя. В «Задумчивости к роману» К. Рансамайр представил такую характеристику своего произведения: «Тема — исчезновение и реконструирование литературы, поэзии; материал — «Метаморфозы» Публия Овидия Назона». «Последний мир» стал яркой иллюстрацией концепции постмодернизма об «миру как текст». Самая реальность воспринимается как разновидность безграничного текста, а «чужой» текст становится героем нового произведения


Сюжетную канву романа представляет путешествие римского гражданина Котта к черноморскому городу Тома, где находился в ссылке поэт Публий Овидий Назон. Побуждали Котта к этому путешествию неуверенные слухи о поетову смерти, желании разыскать или его самого, или его могилу и последний Назонив произведение «Метаморфозы», какой опальный поэт сжег, оставляя Рым


Котта стремился разыскать «Метаморфозы», а вместо того нашел в Том «живых» персонажей, а вот текста не нашел. «Материализация» персонажей произведения, на первый взгляд, кажется довольно парадоксальной: Терй — скотобоец, Кипарис — карлик-киномеханик, Ехо — проститутка и т.д. Но постепенно все они выявляют свою генетическую связь с «Метаморфозами».


Художественный мир романа сложный и неоднозначный. Его главным законом являются метаморфозы. Первое, на что читатель обращает внимание, это странное объединение в одном произведении черт разных исторических эпох. События, которые происходят в романе, связанные с античностью, но определить историческое время « Последнего мира» очень сложно: мифические, исторические, выдуманные персонажи живут в какому-то условному, или «последнему», времени, где будто спрессованная вся история человечества. Поэтому Пифагор, древнегреческий математик, философ и ученый, что родился около 570 . к н.э., превращается в романе на слугу Публия Овидия Назона, римского поэта, который родился 43 г. к н.э. А один из персонажей — Дит — окажется ветераном и дезертиром Второй мировой войны. Из этого сплава разных исторических эпох возникает своеобразный художественный «вневременный» пространство произведения — «последний мир», в котором теряются и реальные пространственные понятия. Например, тот же Дит во время Второй мировой войны бывал в Констанце, потом его, тяжело раненного, привезли в Тома; в Тома из Констанцы когда-то ходил даже автобус (хотя Констанца — настоящее название давних Том).


Сам поэт-художник, который представил в «Метаморфозах» историю людской цивилизации, стал главным героем романа К. Рансмайра, хотя ни разу он не появляется перед читателем, лишь в Коттових воспоминаниях и рассказах о нем других людей. Метаморфоза, или реконструирование, то есть изменения согласно определенным требованиям времени, или восстановление того, что уже утрачено, становится композиционным принципом строения произведения и основным смысловым принципом. Изменений испытают все и все: Тома, жителе города, природа. Не найдя Назона, но частично услышавши его книгу от Ехо и частично увидев ее на коврах нимой ткачихи Арахни, меняется и Котта.


К. Рансмайр отмечал, что от самого читателя, от него способности воспринимать будет зависеть, насколько его захватит ассоциативное поле, натолкнет ли на собственные раздумья и интерпретации. Поэтому «Последний мир» можно воспринимать как суровый приговор человеческой цивилизации, которая неизбежно идет к гибели, исчерпавши свою культуру, моральные и художественные ценности. А можно как «постмодернистскую игру», в которой один художественный текст уживается в другом, утверждая «постоянство побежалости» бытие, побуждая читателя вычитывать авторский «подтекст» и создавать собственный «надтекст».


Подтолкнут до этого читателя и комментарии автора к собственному роману — «Овидийв репертуар», где коротко характеризуются персонажи « Последнего мира» и их античные прототипов, хотя и в этом разделе произведения ощущается определенная авторская ирония


Метаморфозы в романе «Последний мир» становятся законом бытия: все меняется, превращается, но эти преобразования не подлежат логическому толкованию, они неожиданные и абсурдные, и единое, что их направляет — генетическая родственность с «Метаморфозами» Овидия. Таким образом К. Рансмайр воплощает постмодернистскую идею «мира как текста».



Особенности материализации Овидиевих метаморфоз в романе К. Рансмайра «Последний мир»

Комментариев нет:

Отправить комментарий