1. Особенности конфликта, стиля, художественных средств в произведениях молодежной прозы. 2. Автор и герой. 3. Повесть В. П. Астафьева “Звездопад”. В середине 20-го век в советской литературе все заметнее набирает силу стремления к правдивому воспроизведению жизни, писатели уделяют все больше внимания проблемам гуманизма, нравственности
Но это совсем не означает, что авторы лишь скрупулезно отображали жизнь во всех ее проявлениях, напротив, именно для этого периода характерный расцвет лирической прозы. Мы можем вспомнить целый ряд замечательных произведений писателей-фронтовиков, перенятых особой лирической интонацией: “Батальоны просят огня” ( 1957 г.), “Последние залпы” ( 1959 г.) Ю. Бондарева, “Девять дней (Южнее главного удара)” (1958 г. ), “Пядь земли” ( 1959 г.) Г. Бакланова, “Третья ракета” ( 1962 г. ), “Фронтовая страница” (1963 г. ) В. Бикова и др. Что общего между всеми этими произведениями? На мой взгляд, роднит романы и повести писателей - представителей молодежной прозы - то, что главные герои выявляли собой воплощение авторского опыта, часто обид автора выразительно проглядивался сквозь образ персонажа. Война в описании представителей молодежной прозы описана без наименьших украшений, с множеством жорстокихподробиць.
Но, возможно, в силу молодости авторов, военные картины все-таки овеянные какой-то романтикой В моей работе я хотел бы остановиться на анализе повести Виктора Петровича Астафьева “Звездопад”, написанной им в 1960 году. Это небольшое по объему произведение представляется очень емким, оно показывает читателю целую эпоху в жизни девятнадцатилетнего юноши. Те несколько месяцев, что он провел в краснодарском госпитале, отпечатались в него душе и памяти на всю жизнь
В повести нет никакого описания военных действий. Написанное через пятнадцать лет после войны, произведение, на мой взгляд, представляет собой какой-либо итог соображений автора о тех событиях. Астафьев здесь содержится от рассказов о боях, героических подвигах, большие несчастья народа
История будто бы совсем будничная Мы читаем о далеком от комфорта, но все-таки не лишенному приятных моментов быту жителей госпиталя, о том, как они стараются “урвать”, “схватить” все возможные преимущества пребывания в больнице. Однако автор не позволяет нам нет на секунду усомниться в готовности этих солдат устать под ружье, как только это станет для них возможно. В этой повести много автобиографического
Главный герой “Звездопада” Михаил тоже сибиряк, воспитывался в детском доме, учился на составителя поездов, как и сам Виктор Петрович Астафьев. Читая это произведение, невольно проникаешься “убеждением, что и эта романтическая история состоялась с самым автором повести. “Звездопад” - произведение, пронизанное глубоким лиризмом. Тема любви начинает звучать в провести из первейших строк. Едва юноша открывает глаза, придя у себя после трудной операции, его взгляда появляется молодая медсестра, в которую солдатик влюбляется из первого взгляда
Автор далекий от романтизма Где-то между строк мы можем понять, что эта любовь совсем не что-то уникальное, внеземное. Девятнадцатилетний детдомовец Михаил ни разу не встречался с девушкой к той поры. Побывавши на игранные жизни и смерти, подсознательно Миша приходит к потребности встретить свою любовь. И первая увиденная имдевушка - миловидная волшебная медсестра Лидочка сразу покоряет его сердце
Безусловно, есть в повести многому трагических моментов: умирают люди, и те, кто еще вчера разделяли с ними больничную палату, не сразу смиряются с потерей. Астафьев описывает и разоренный город, с разрушенными домами и разбросанными улицами, народ, что живет в постоянной нужде. Но все-таки, в целом, “Звездопад”, по моему мнению, один из самых оптимистичных произведений Астафьева. Так много в повести никогда что не грустят героев, такая ощущается солидарность между ними, что невольно проникаешься уверенностью в том, что такой народ, такие люди не могли не выйти победителями со страшной кровопролитной войны. Это в немалой степени обусловленный тем, что мы видим город военного лет, госпиталь, полный раненных, глазами очень парня
Юношеское жизнелюбие, стремление познать жизнь способны победить боль и ужас войны. И это мы видим не только в молодом солдате, но и в девушке, которая полюбилась его так глубоко и самоотверженно. Финальные страницы повести полнолуния щемящей боли. И читатель сочувствует девушке, которая залила в тыле, или не больше, чем солдату, который идет на фронт, Глубоко трогает сцена прощания Михаила з Лидой
На память приходят строки из стиха Владимира Высоцкого: … Так случилось - мужчины пошли, Побросали посевы к сроку, - Вот их больше не видно из окон - Растворились в дорожной пыли. Вытекают из колосьев зерна - Эти слезы несжатых полей, И холодные ветра проворно Потекли из щелей. Мы вас ждем - торопите коней! В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветра не бьют, а ласкают вам спины… А потом возвращайтесь скорее: Вербы плачут по ваас, И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины… Повесть Виктора Астафьева “Звездопад” напоминает исповедь. Читателю видится пожилой уже, зрелый человек, который заглянул в свое прошлое и увидела в нем сквозь кровавые войску картины отблески первой любви, самой чистой, беззаветной, незабываемой
Анализ произведения молодежной прозы. Повесть В. П. Астафьева «Звездопад»
Комментариев нет:
Отправить комментарий