и «Красота спасет мир». Если бы эта мысль нуждалась в доведениях, то найпереконливишим из них была бы киноповесть Александра Довженко «Очарованная Десна». Потому что все в этом произведении дышит непревзойденной красотой. Воспоминания детства, которые легли в основу киноповести, создают удивительный мир людей, родившихся для работы и любви. Образа их, опоэтизированные и приподнятые, гармонируют с образом прекрасной земли, на которой они живут. Каждая фигура описана с детской непосредственностью и мягким добрым юмором. Здесь тебе и дед, который в воображении маленького Саши похоже на Бога или Святого Николая, и отец — хороший и мудрый великан, и иметь, умелые и работящие руки которой лелеяли роскошный огород возле дома, и еще много неповторимых интересных людей, которые населяли большой и непостижимый мир маленького доброго язычника. Все они не лишены каких-то недостатков, но прощает им добродушное детское мировосприятие. И потому, например, бабьи проклятия писатель остроумно называет «творчеством ее пылкой, темной, престарелой души». И потому дедовой «божественности» не портит ни надрывный кашель, ни приобретенная трудной работой грыжа. И потому отцовскому величию не шкодят походи к кабаку. Потому что мы чудесно понимаем, что все это — следствие недоли, нужд. Это просто серые будни пятнали время от времени чистые души Сашкових краян. Симпатичный в детских воспоминаниях образ охотника Тихона, какой, тщательно прицелившись в какую-нибудь качку, в последний момент перед выстрелом вдруг упоминал о забытом дома курке. Истинное восхищение вызывает каждый из выведенных в произведении персонажей. Так глубоко могли понимать мир вокруг себя только очень талантливые люди. Вечный недостаток гармонии в человеческих отношениях скрывался сразу, как только они оказывались наедине с природой. Здесь властвовали другие законы и другие ценности. Здесь имела власть и старая ворона-метеоролог, причудливые затеи которой вступали в силу уважительного прогноза, и краски, и благоухание, которое пленило своим разнообразием. Здесь царствовала гармония. Травы, дерева, зрении, Десна — все было очеловеченное, все имело свою утеху и грусть. Здесь удавалось услышать замедленный разговор коней и понять монологи старой собаки Пирата, и вволю накупаться в аромате скошенного сена, в музыке клепание селезенки и гудение пчел. Здесь небывалое наводнение, которое затопило село аж под стрихи, кажется лишь невероятно веселым приключением. Истинным воплощением представлений о красоте человека есть в произведении картина сенокоса. Полное слияние с природой ощущает маленький Саша. По дороге на сенокос они уже так хорошо понимаются, что незримые силы угадывают и выполняют каждое желание мальчика. «Смотрю в воду- месяц в воде смеется. «Скинься, рыба», — думаю, — вскидывается рыба. Гляну на небо: «Зорко, покати», — котится. Пахнут травы над водой. Я к травам: «Дайте голос, травы», — кричат перепелки. Смотрю на волшебный, залитый серебряному светом берег: «Явись на березе лев», — появляется лев». Неважным есть то стечение обстоятельств, которая накануне случилась железнодорожная катастрофа и в суете убежал лев из клетки странствующего зверинца. Он недолго роскошествовал на воле. Его не могли поймать и убили, « потому что он был лев». Детское сознание не принимало такой развязки, и в Сашковий воображении тот лев еще долго странствовал свыше Десной. Потому что он был не просто живым экспонатом — он был мечтой. Лев появился, потому что о нем подумали. Он был подарком природы, которая послушалась Саши. Не имеет власти над детской любовью к жизни смерть бабы Марусини. Сашкови герои высшие чем смерть. Смерть воспринимается как фантастический переход с одного бытия в другое, непостижимое для людей. Поэтому нельзя убить лева. Талантливое перо мастера благословило волшебную Десну за то, что дарила свою красоту и ласку, научила видеть и слышать мир вокруг себя. Довженко с большой любовью воспел красоту и величие людей в своей киноповести, показал их внутреннее единство, которое способно уловить только детский глаз. В мире взрослых эту красоту видят только истинные художники, которым будничность не омрачает поэтической сказки, которые ощущают самое главное в мире и в людях. II Человек чрезвычайного таланта, одаренный, мудрая, простая, искренняя и добрая, влюбленная в родной край и народ, способна видеть и воссоздавать прекрасное. Таким вошел в мою жизнь писатель, публицист, сценарист, режиссер, художник, основатель украинской кинема
тографии Александр Довженко. Откуда эта энергия, многогранность, богатство души? - хотелось разгадать эту тайну. И вот, наконец, нашла часть ответа на вопрос. Потому что истинным открытием для меня, «Книгой Бытия» маленького Саши оказалась киноповесть «Очарованная Десна». Максим Рыльский назвал это произведение задушевной лирической исповедью, по венцы наполненной «любовью к родному краю, к трудовому народу, к Украине с ее большим и радостным будущим». Мне же хочется назвать «Очарованную Десну» поэзией в прозе, потому что только поэтический порядок отмечается такой мелодикой слов и фраз, только он способен вызвать столько чувств, столько ярких эмоций, так взволновать читателя. Сам автор назвал киноповесть автобиографической. Но это же не только рассказ о детстве будущего писателя, его первый радость и печали, формирование его мировоззрения, это, в какой-то мере, часть жизнеописания украинского народа, тих людей от земли, которых работа, народный этикет делали мудрыми и красивыми, чувствительными к природе. Итак не удивительно, что именно это произведение Довженко стал моим любимым. Читала киноповесть- и любовалась живописностью пейзажных картин. Все вокруг маленького Саши живое, дышит, меняется. И человек находится в постоянном единении, гармонии с окружающим миром. Здесь, на лоне природы, и развивалась творческая фантазия будущего художника, потому что был он тогда «удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами». С нежностью и искренним увлечением упоминает рассказчик отца, мать, прадеда Тараса, деда Саши, столетнюю бабу Марусину, всех односельчан- мудрых земледельцев с натруженными руками, неизменно — добродушных и щедрых душой. Приходят в голову слова В. Симоненко: «сложнейшая — человек простой». Именно простой человек, человек работы — герой Довженкового произведения. В воображении рассказчика возникает отец: «Много видел я хороших людей, но такого, как отец, не видел... Весь в плену печального и весь, в то же время, с которой внутренней высокой культурой мыслей и чувств. Сколько он земли виорав, сколько хлеба накосил! Как вправно делал, который был сильный и чистый...» Такая же неугомонная, работящая, красивая, душевно богатая и иметь Саши. «Ничего в мире так не люблю, как сажать что-нибудь в землю, чтобы произростало...», — говорила она. Незабываемый нужно в душе Саши оставил прадед Тарас, человек мудрый и кроткая. Он — первооткрыватель естественной красоты в жизни мальчика. Его руки «были такие нежные..., никому и никогда не причинили зла на земле, не украли, не убили, не одняли, не пролили крови». Дед Саша «более за все на миру любил солнце». И он этого солнцепоклонника, похожего на бога Саваофа, Саша слышал множество сказок, учился слушать язык травы, груши, телят, коней. Не удержать улыбки, читая о прабабушке Марусину, которая три дня могла прожить без пищи, «но без проклятий она не могла прожить и дня. Они были ее духовной пищей. Они лились с ее уст беспрерывным потоком, как стихи из вдохновенного поэта... Это было творчество ее пылкой, темной, престарилой души». Дядя Самийло «не был ни профессором, ни врачом, ни инженером... Он неспособный был на высокие должности». Но имел свой талант. «Орудовал он косой, как добрый маляр кистью, — легко и вправно. Когда бы его пустили с косой, он обкосил бы весь земной шар, лишь бы только была добрая трава и хлеб и каша». Среди этих удивительных людей, на берегах цветущей Десны Саша набирался жизненного опыта, учился понимать красоту, распознавать добро и зло, захватывался высокой моральной чистотой своего народа, слушал найчаривнишу в мире музыку — клепание утренней селезенки. Именно это общение дало будущему писателю возможность и право уверенно определить свое творческое кредо: «... художники призваны народом для того, лишь бы показывать миру прежде всего, что жизнь прекрасная, что само по себе оно есть самым большим и найвеличнишим из всех счастливых благ». Киноповесть «Очарованная Десна» пленила меня, научила ценить людей и любить мир, помогла лучше понять творческий мир Александра Довженко, проняться его любовью к тому краю, о котором так увлекательно говорит сам автор: « Благословенна будь, моя девственница девица Десна, которая, упоминая тебя уже много лет, я всегда добрел, чувствовал себя неисчерпывающе богатым и щедрым... Счастливый я, что родился на твоем берегу, который пил в незабываемые года твою мягкую, веселую, седую воду, ходил босой по твоим сказочным сыпям, слушал рыболовецких разговоров на твоих лодках и говорение стариков о давн
Моральная красота и духовное величие человека в киноповести О. Довженко «Очарованная Десна» (2)
Комментариев нет:
Отправить комментарий