суббота, 14 марта 2015 г.

Конфликт будничного жизни и искусства в пьесе А. П. Чехова "Чайка" (2 вариант)

Пьеса А. Чехова "Чайка" выделяется среди других драматических произведений непривычностью построения. Сюжет как такой в ней отсутствующий, однако и наша трагикомическая жизнь, как правило, не имеет четкого и логического развития событий. Каждый наш шаг, каждое действие и мысль, кажется, не имеют глубинного смысла, но судьба определена. Удачное начало предопределяет успех, но успех не всегда сопровождает человека. Оригинальность изложения материала в пьесе позволяет А. Чехову рассмотреть проблему несоответствия жизни и искусства под новым кутомзору.


Еще работая над пьесой, драматург отмечал: "пишу пьесу... Пишу не без удовлетворения, хотя и страшно фальшивлю против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре действия, пейзаж; много разговоров о литературе, имело действия, пять пудов любви". С одной стороны, Чехова беспокоило новаторство пьесы, ему казалось, что она написана вопреки правилам драматического искусства. С другой стороны, драматург настаивал на том, что необходимо писать по-новому: " Никаких сюжетов непотрибно. В жизни нет сюжетов, в нем все смешано — глубокое из мелким, величественное с никчемным, трагическое со смешным".


Премьера, казалось бы, окончательно довела неправомерность избранной формы — провал был неслыханным. Однако обратим внимание на такой факт: впервые пьеса была поставлена по просьбе комической актрисы О. Левкеевой. Это был ее бенефис, который собрал в зале специфическую, неинтеллигентную публику


Почитателями творчества актрисы были купцы, офицеры, приказчики и под. Они пришли для того, чтобы развлечься, а не думать. Зрители демонстративно отворачивались от сцены, громко разговаривали со знакомыми, смеялись, свистели


В такой атмосфере актеры растерялись. Чехов был разочарован: "не имела успеху не моя пьеса, а моя личность". Насколько был прав драматург, довел лишь время. То, что пьеса была гениальная, утверждал В. Немирович-Данченко, больше того он уговорил Чехова позволить постановку


Талантливый режиссер с помощью актеров довел — пьеса в самом деле современная, оригинальная и глубокая. И актеры, и режиссер отыскали чувствительный нерв пьесы, ощутили пульс российского жизни


Всех героев пьесы можно условно поделить на несколько групп. Первый критерий — вековой. С одной стороны герои, представители старшего поколения: актриса Ирина Треплева, ее брат Константин Сорин, управляющий Илья Шамраев, врач Евгений Сергеевич Дорн. Можно сказать, что они отыскали свое место в жизни, каждый свое. Огромный жизненный опыт охраняет их от чрезвычайных душевных потрясений. Они поняли свои нужды, свою цену — ни больше, ни меньше того, что в них уже есть, они не нуждаются в


Молодость осталась где-то там, в прошлому, а вместе с ней остались страдания, переживание, бурление страстей. Они окружили себя удобными для будничного жизни обстоятельствами, людьми. Они привыкли, что окружающие уже давно признали их таланты и достижения


Яркий пример — Ирина Николаевна Треплева. Признанная актриса, но весьма эгоистическая. Успех одурманил ее, она уже не умеет быть неуспешной и ненужной. Это очень четко видит ее сын: "Психологический курьез — моя иметь. Несомненно талантливая, умная, способна плакать над книгой, прочитает тебе всего Некрасова наизусть, за больными присматривает, будто ангел; но попробуй хвалить Дузе, когда она присутствующая! Необходимо восхвалять лишь ее одну, необходимо писать о ней..." Каким образом это оказывается в жизни? Треплева с завистью наблюдает игру молодой Нины Заречной — еще бы, она молодая и талантливая. Сына она не замечает, зачем лишний раз напоминать себе об ошибках юности. Она не верит в него одаренность, она не дарит ему самому надежду отыскать свой путь у жизни


Треплева живое лишь на сцене, но некоторые профессиональные секреты она перенесла и у жизнь. Очень талантливо она манипулирует людьми, когда ощущает, что они нуждаются в ее внимании. Так она ведет себя с сыном, так ведет себя с любовником


Старому поколению противопоставляется поколение молодое. Все они живут ожиданием прекрасного будущего. Они недовольные тем, что имеют, им хочется больше. Они хотят достичь того, чего в них заразнемае.


Каждый хочет в силу своих интересов: кто-то любовь, кто-то славы, кто-то свободного творчества. Тригорин — известный писатель, но всегда недовольный собой. В разговоре с Ниной он объясняет причины своего неудовольствия


Тригорин утверждает, что никогда не любил себя как писателя: "... я часто не понимаю, что я пишу... Я люблю эту воду, дерева, небо, я ощущаю природу, она пробуждает страсть, непреодолимое желание писать... Я ощущаю, что умею писать только пейзажи, но во всем другом я фальшивый, и фальшивый". Возможно, в этих словах не все является чистой правдой, потому что зачем же тогда заниматься делом, которое тебе не приносит удовлетворения


Еще более сложная ситуация из Треплевим. Это глубоко несчастный человек, поскольку не смог реализоваться ни в одной сфере: ни как сын, ни как любовник, ни как профессионал. Он так и остался маленьким недолюбимым мальчиком, которому нужно было только одно — признание его как человека, любовближних.


Сначала он считал, что проблема заключается в том, что его воспринимают в обществе именно как сына известной актрисы: "Иногда начинает говорить просто мой эгоизм обычного смертного; бывает досадно, что у меня иметь известная актриса, и, кажется, будь это обычная женщина, то я был бы щасливишим". Именно поэтому его никто не воспринимает как самодовлеющий человека. Сегодня жизнь известных людей становится известное всем расположенным. Мы знаем, сколько талантливых детей талантливых родителей проторили собственный путь к признанию и славе. Итак, проблема Треплева состояла в него специфической духовной организации


Его никто не научил ценить каждый миг жизни как неповторимую и совершенную. Его никто не научил любить в первую очередь самого себя. Треплев достиг успеха на литературной ниве, но и это не приносило удовлетворения. Окончательную точку в "романе" Треплева поставила Нина. Она не отвечала взаимностью


Сколько боли и страдания содержится в признании Треплева: "Я не способен перестать вас любить, Нина. С того времени как я потерял вас и как начал печататься, жизнь для меня стало невыносимым, — я страдаю...". Чехов не подает оценку литературного творчества Треплева, но уже тот факт, что его произведения печатали, есть выразительным. Возможно, что только люди, чье сердце переполнено страданиям, неудовольствием, способны создавать. Таким образом их внутренняя энергия находит выход. Именно таким был и Треплев. С другой стороны, он был весьма нервным, неприспособленным к борьбе при жизни. И это мало печальные следствия


Нина Заречна — молодая, красивая и, бесспорно, талантливая женщина. О ее судьбе мы узнаем со слов Треплевой: "Говорят, ее умершая мать заповедала мужчине все свое имущество, все к копейки, и теперь эта девочка осталась нет с чем, потому что отец заповедал уже все своей второй женщине". Нина не имеет возможности учиться, развивать свои актерские способности


Под влиянием любви к Тригорина она решает изменить свою жизнь. Отъезжает к городу, где начинает играть в театре. ей не повезло достичь особых успехов, потому что так сложились обстоятельства. Именно с Ниной связанный символический образ чайки. Однажды Константин Гаврилович случайно убил чайку. Это событие рождает в воображении Тригорина сюжет будущего рассказа: на березе озера из детства живое молодая девушка; она любит озеро, как чайка, и счастливая, и свободная, как чайка. Но случайно пришлый человек, увидела и зничевъя губит ее, именно как эту чайку. Позднее Нина всегда называла себя чайкой, потому что ее жизнь стала воплощением тригоринсього сюжета. Нину - чайку зничевъя потерял сам автор сюжета: творец утилив свой замысел у жизнь


Каждый художник в своем произведении делает проекцию собственной души. Не всегда эта душа переполнена целомудрием и добропорядочностью. Но призвание искусства состоит в чем? Показать человеку, что она несовершенная, принудить задуматься над своим несовершенством, очиститься и дать волю собственной доброте, душевной красоте превратить внутренний миру, как следствие, окружающей среды


Тригорин сознавался, что он умеет создавать лишь подробные описания природы, но природа людской души ему не подвластная. Он не только не знал людей, но и не знал своей животной сущности. Наверное, ему необходимо было прислушаться к словам врача Дорна: " Изображайте только важное и вечное... если бы мне пришлось ощутить подъем духа, который бывает в художника во время создания, то, мне кажется, я ненавидел бы свою материальную оболочку и все, что этой оболочке свойственно, и полился бы от земли по возможности дальше в возвышенность..."



Конфликт будничного жизни и искусства в пьесе А. П. Чехова "Чайка" (2 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий