Роман-Хроника Василия Барки "Желтый князь" - широкое полотно воспроизведений трагедии голодомора
Кто знал, кто вел смертям и смертным казням счет?
Где фильм, который нам показал бы голод?
Тот проклятый 33-и год?
Голодный 33-и год! Сколько горя, слез, смертей?! Страдала Украина, страдали старые и малые, надеялись к лучшему, но не видели его ни осенью и зимой 32-го, ни весной и летом 33-го. Довольно надолго прикрива ли эту трагическую страницу людской памяти. И или можно такое скрывать? Не недород съедал людей, а тоталитарная сталинская система. Настало время - и откровенно заговорили. Чуть ли не найвидвертише, не найвичерпнише рассказал нам о голодоморе неизвестный до недавнего времени Василий Барка - наш украинский писатель с диаспоры. Пережив эту трагедию, он имел полное моральное право быть судьей, но В. Барка отвел себе другую роль: "Свидетель для суда - рассказывать, что произошло в жизни". 25 лет он вынашивал в своем сердце, как незаживающую рану, болезненные воспоминания о голодоморе. И время все же настал - и 1961 года появилось высокохудожественное правдивое произведение о голоде "Желтый князь".
На страницах романа воспроизведены все тяжелого времени, пережитые нашим народом и самым В. Баркой. Главная часть в произведении - это собственные наблюдения и впечатления. Запечатлелись в памяти писателя те образа: голодные, изможденные, пухлые от голода люди; видел, как тяжело было им ходить - силы не было; видел и мертвых. И все свои боли передал в романе через реалистическое изображение несчастья в семье крестьянина Мирона Катранника, борьбу тьмы со светом, Бога с дьяволом, человека с человеком. Его волнует вечный болезненный вопрос: для чего человек приходит в этот мир? А чтобы дать ответ, Барка знакомит нас с многочисленными разноплановыми образами, а условно делит их на людей-варваров и людей-жертв
Партиец Отроходин - ярчайший представитель людей-варваров. Он слепо выполняет партийную волю: "Забрать хлеб весь! К зерна!" А кто такие хлиботруси, хлибохапи, хлибобери? Люди без имени, они потеряли человеческое подобие, а приняли варварскую, сатанинскую, это они скашивают голодной смертью украинских крестьян. Главные же виновники человеческого бедствия присутствующие незримо. Мы видим портрет вождя мирового пролетариата: "Охрою горит вид существа, что немая к слезы и хищная к жизни".
С неисчерпаемым горем и сочувствием В. Барка раскрывает характер крестьян-хлебопашцев. Он рассказывает об истинных мучеников, о семье Катранникив, об украинском народе. Он называет жертвы преследования и гонение, болезненно воспринимает их пережитые страдания. Словно на подтверждение этой мысли, Василий Барка создает свой календарь:
сентябрь - розбоень
октябрь - худень
ноябрь - пухлень
декабрь - трупень
январь - могилень
злой - людойдень
март - пустирень
апрель - гумень.
С впечатляющей силой и правдивостью автор показывает, как украинская земля, которая всегда несла радость земледельцу, который льнул к земле, жил в гармонии с природой, превратилась для крестьян в зону смерти, могилу... Кое-кто из крестьян не мог постичь, кто же послужил причиной их бедствия, а потому верили в приход антихриста. Они были охвачены мистическим ужасом, потому что не могли понять абсурдной логики уничтожения своей властью своих же людей и потому верили, что приближается конец мира. Оробелые, они во всем усматривали знаки беды: в библейском числе 666, в апокалипсическом завершении XX столетие, в падении с неба мертвых птиц, в красном флаге, который набухает и чернеет от пролитой крови. Батюшка же призывает людей не уподобляться к слугам антихриста, а иметь в душе согласие, мир, любовь и прощения
С целью яскравишого, переконливишого змалювання картин голодомора писатель использует целый ряд образов-символов. Месяц - будто зарубка, месяц - будто меловая печать на голубую бумагу, месяц - как нагайка против кайнства. Ассоциируются эти сравнения с легендами и поверьями о Кайна и Авеле, перерастают в символ библейского наказания за зло. Символическим и впечатляющим есть тот факт, что разрушение духовности идет вместе с физическим уничтожением людей. Чуть ли не ярчайший пример и довод этого - разрушение сельской церкви: "Звон летит, как молния; свитнув, обкинутий солнцем, и с громовым грохотом ударился об кирпич возле колокольни... Неслышно, но со страшным эхом духовной откликнулся тот звук вокруг - в целом селе. Стало грустно, как после пожара".
Хлеб - еще один символический образ, то главная ось, вокруг которой оборачивается все в романе. Церковь в селе Кленовичи - то "Давняя церковь. Белая, как празниковий хлеб". Органическое единение человека - Божого творения и церкви - посредника между Богом и людьми
И созданная В. Баркой цветная желто-черно-белая гамма помогает еще четче, полнее и ярче воссоздать на страницах романа народное горе. Желтый цвет возбуждает аппетит, черный и белый успокою ють, нейтрализуют все чувства. Желтый - ненасытность, опустошенность, а в объединении со словом князь утверждает превосходство, могущество, непоборнисть и полновластие. Представляет мифическое существо, подобный гоголевскому Ресница, которая своим взглядом все испепеляет. Итак создавши правдивое полотно - роман "Желтый князь", автор ответил на свой вопрос: " Почему?" Украинский народ должен соблазнять свой грех, который состоит в отступничестве от веры, неординарном отношении к Богу, разрушении храмов, закрытии их, массовом гонении верующих. Роман-Хроника раскрывает перед читателями широкую панораму искусственного голодомора 33-го, но больше всего раскрывает миру болезненную правду о тоталитарной системе, которая уничтожала все светлое и гуманное на своем кровавом пути, "пожирала своих детей", потому что самая была "желтым князем".
В. Барка с достоинством выполнил свою миссию свидетеля для суда, и "Теперь правда народная, как белый призрак, - в крови, возникает во весь рост перед человечеством, правда непобедимая: через страдание и самую смерть".
Роман-Хроника Василия Барки "Желтый князь" - широкое полотно воспроизведений трагедии голодомора
Комментариев нет:
Отправить комментарий