пятница, 6 марта 2015 г.

Трагическая судьба подгорного крестьянина в произведениях Франко

Свое произведение хочу начать из тех слов, которые пленили мою душу и сердце. Имею на внимании письмо, которое прислали Франко крестьяне на юбилей в 1913 году. Вот строки из это письма: «Большой наш Учителю! Мы, сыны хлопського рода, стоим ныне перед Тобой, чтобы сложить свой привет. Мы, крестьяне, люди простые, и не умеем хорошими словами висказати всего, что сердце слышит». Может ли быть еще что-то выше за эту оценку творчества?! Наверное, нет и. Франко — человек скромный, в ответ на это письма писал: «Мои дорогие браття и сестры. Я не заслужил такого почета, я всего-на всего был слугой своего народа, был пастухом и, как Моисей, сорок лет выводил народ из пустыни, из тьмы на широкую, сознательную счастливому дорогую».


и. Я. Франко — гений, равного которому мир не знает. Он имеет в своем заделе огромное количество прозаических, поэтических, драматических произведений, Его стираю принадлежат произведения научные, политические, И еще не до конца изученная его творческое наследство. Многогранное творчество писателя и за своим тематическим направлением. Теме трагической судьбы подгорного крестьянина Иван Яковлевич посвятил в основном прозаические произведения, которые литературные критики называют энциклопедией жизни украинского народа


Величие этой энциклопедии народного жизни станет еще более заметной, когда мы прочитаем найчисленниши тома- книги о рабочем классе Галиции, которые по месту действия принято называть «бориславским циклом».


«Бориславскому циклу» и. Франко отдал лучшие года, полноту энергии и эмоций своей жизни. Наилучшими среди произведений этого цикла есть «Boa constraction», «Борислав смеется», рассказ «Рипник», «Ради празника», «Овцевод», «На работе» и т.п. На бориславскую тему писатель написал также еще 3 стихотворных произведения и 5 полов


В произведениях этого цикла реалистически изображенная пролетаризация галицкого крестьянства, ужас эксплуатации и ужас быта рабочих нефтяных промыслов, капиталистическую конкуренцию и моральную деградацию буржуазной семьи, борьбу рабочего класса против эксплуататоров


Рассмотрим как иллюстративный материал рассказа «Добрый заробок». Мизерный клочок земли, который добирался крестьянину, не мог прокормить его. Поэтому крестьянин косвенно занимался другой работой. Бедный мужчина Панько, главный герой рассказа, чтобы не умереть из голода, вяжет митовки, а потом, бросивши их на плече, несет к городу. Это человек доброго характера, трудолюбивый, а живет в истинной бедности. Вся сила его пошла на богатых. Он имеет не так много лет, а уже похожий на деда. Панько — доверчивый человек, поэтому когда панок назвал себя поставщиком Цесарских магазинов, поверил у него слова чистосердечно: вскрыша господину тайну, секреты своего производства. Заказ панка он выполняет с большой радостью. Но за трудолюбие заплачено издевательством


Хоть Панько и дал себя обмануть, однако это не унижает его в наших глазах, а поднимает: все случилось вследствие него доверчивости, чистоты его помыслов. Сам честный и искренний, он не понимает, как можно дать слово и не соблюсти мой, заказать товар и не купить его. Свыше тысячи дней и ночей он с женщиной прячется от господ, «будто от татар», аж пока-таки не продали на «литираций» хату — их единую собственность. Панько остался нет с чем. Франко сочувственно говорит о полном разорении и пролетаризации села. Как в маленькой капле воды отражается большое солнце, так и в этом одиночном случае отразилась целая эпоха из жизни галицкого крестьянства. Панько и есть та капля, так сочувственно и любовно изображенная Франко, певцом нашего народа


Кое-кто из литературных критиков старался представить Франко «посредственным певцом» горя народного, утишителем приниженных и обиженных. Писатель решительно отвергнул навязанную ему роль, потому что не мерзопакость жизни, а красоту его, настойчивое стремления трудящихся к светлому будущему старался показать он. В основе каждого его образка, наброска, рассказ лежал лично наблюденный факт или документ. Он ничего не выгадывал и не навязывал. Трагическим была Жизнь — трагическими с элементами оптимизма были его произведения


Свои рассказы и новеллы Иван Франко называл частицами автобиографии. Из самой юности он начал собирать материал для создания грандиозной картины действительности или для змалювання образа «суспильности в разных ее слоях, в разных соревнованиях, работах, заработках, страданиях, порывах, иллюзиях, настроениях».


Франко любил свой родной край, его вечнозеленые пихты, его невмовкаючу музыку бурных год и ручейков, могущественные горные вершины. Он гордился своими предками, которые остановили монгольское нашествие, повстанцами, которые мстили господам за народные несправедливости. Гордился близкими и далекими земляками, которые прославили в мире украинскую науку и культуру, — Юрием Дрогобычем, Иваном Вишенським, Маркианом Шашкевичем


Уже ранние Франкови рассказы согреты горячим сердцем защитника бедности. Сын крестьянина, «вигодований твердым мужицким хлебом», и. Франко продолжи всего своего творчества обращался к трудной судьбе земледельца. Это не значит, что писатель не видел, не переживал его радости, счастливой дней сева и ожиданий на урожай. Видел и переживал. Такие Франкови рассказ, как «В кузнице», «История моей соломорезки» и другие произведения оттененные светлыми цветами всего, что приносит радость


И большей частью писатель вынужденный был показывать темноту, бесправие тих, кто кормил страну, кто был одвичним наймитом на своей, но чужой — господской или багацький — земле, вынужден был рисовать «контраст между красотой природы и рухлядью человеческого жизни».


В рассказах «Сам себе виновный», «Добрый заробок», «Домашний промысел» показано разные стороны жизни села Галиции. Писатель видит большую трагедию жизни крестьянина даже в обычных, будничных фактах. Так, сельский староста отдает в залог к кабатчику кожух крестьянина, который не имел чем заплатить штрафу («История кожуха»). А это единая зимняя одежина для всей ивановой семьи! Без нее никому нельзя ступить шага в холодную пору: не имея в что одеться, простудился и не пошел в школу иванив сын; без кожуха не мог пойти на заработки и сам Иван. Вот другие примеры. Инспектор накладывает на старика Панька такой большой налог за продажу веников, которые в уплату его не хватило денег от заведения Паньковой дома («Добрый заробок»).


За небольшой долг Морткови Шиндеру продают «из молотка» хозяйство крестьянина Николая Прача. «Так, кум, уже снова одного ґазди не стало в общине, — гуторили между собой крестьяне на оборе». Только не ґазди, а и самого Николая не стало: погиб в Карпатах, где сплавлял лес, оставивши вдовьей больную жену и сиротами мелких детей, «Только сердитая писаная сойка на уединенной пихте дразнить: «Сам себе виновный!.. « Или же таки сам виновный, хотя ради большей платы шел на риск, на опаснейшую работу?


1848 год принес крестьянам Галиции официальное освобождение от барщины. Но новые порядки не сняли тогда никакой социальной проблемы: собственность на землю, на леса, налоги тощо.


В рассказе «Леса и пастбища» показано обнищание крестьян после панщизняной реформы. «Господы божье, что это вопля было у нас за те леса и пастбища! Как свивались господа, как нараджувалися, пидплачували инженеров и адвокатов… Они знали, что хоть цисар дал хлопам волю и отменил барщину, то прецинь как они не дадут им леса и пастбища, то хлоп таки должен или погибать на пне, или к ним «прийдите поклонимся», — а тогда воротит снова барщина… »


Иван Франко в своих рассказах возникает как большой художник, который знает жизнь народа, как ответственный за него судьбу борец



Трагическая судьба подгорного крестьянина в произведениях Франко

Комментариев нет:

Отправить комментарий