суббота, 21 марта 2015 г.

Анализ стиха Цветаевой «Молитва»


В стихе Молитва скрытое обещание жить и создавать: Я жажду всех дорог!. Они появятся в множестве - разные дороги цветаевський творчества. В стихах Вечернего альбома рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания граничила недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудрую оболочку зарифмованные детского дневника московской гимназистки. В сборнике Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Аси. Вечерний альбом завершается стихом Еще молитва. Цветаевська героиня молит творца послать ей простую земную любовь


В лучших стихах первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между землей и небом, между страстью и идеальной любовью, между мгновенным и вечным - конфликта цветаевськой поэзии: быта и бытия


«Стихи Марины Цветаевой, наоборот, всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого. Не боясь вводить в поэзию повседневность, она берет непосредственно черты жизни, и это прибавляет стихам ее страшную интимность », - говорит Брюсов


Восхищенный ее стихами был Максимилиан Волошин, который писал: «… это прекрасная и непосредственная книга, преисполненная истинно женским шармом» [13]. Он встретился с Цветаевой, а после послал ей стих:


К вам душа так радостно влекома!


ОБ, которая веет благодать


От страниц « Вечернего альбома»!


( Почему «альбом», а не «тетрадь»?)


В вашей книге столько достижений …


Кто же Вы? Извините мой вопрос


Кто Вам дал такую ясность красок?


Кто Вам дал такую точность слов?


Смелость все сказать: от детских ласок


К весеннему новолунию снов?


Ваша книга - это весть «оттуда»,


Утренняя милостивая весть


Я давно уже не воспринимаю дива,


Но как сладко слышать: «Чудо - есть!»


Позднее Волошин пригласил сестер Цветаевих провести лето в него доме в Коктебели, в Крыму. Летом 1911 года Марина Цветаева приехала туда. В доме Волошиных постоянно жила большая компания - друзья и знакомые Макса, их друзья и знакомые - в большинстве своей люди творческие: писатели, поэты композиторы, художники. Именно этого лета Цветаева познакомилась со своим будущим мужчиной Сергеем Ефроном. Он был на год младший за нее, ему не исполнилось даже восемнадцати. Сергей представлялся Цветаевой средневековым рыцарем - идеалом благородства, порядочности, воспитанности, достоинства. Она поэтизировала Сергея, он был для нее в большой мере героем, романтичнимобразом.


Я с вызовом ношу его кольцо!


- Так, в Вечности - жена, не на бумаге. -


Его чрезмерно узкое лицо


Подобно шпаге


Безмолвный рот его, углами вниз,


Болезненно, - прекрасные брови


В него лице трагически слились


Две древнихкрови.


Он тонкий первое тонкостью ветвей


Его глаза - прекрасно-напрасные! -


Под крыльями раскинутых бровей -


Две безодни.


В него лице я рыцарству верная,


- Всем вам, кто жил и умирал без страха!


Такие - в фатальные времена -


Составляют стансы - и идут на плаху


Второй сборник стихов - «Волшебный фонарь».


Марина Цветаева ощущала себя старше, взрослее своего мужчины. Любовь, забота объединялась в ней со стремлением определять жизнь своего мужчины, направить ее так, как она себе это представляла. Марина заботилась о Сергее - ведь он был совсем мальчиком, еще даже не закончили гимназии, к тому же болел туберкулезом. Их венчание состоялось в январе 1912 года в Москве, молодая семья поселилась в Замоскворечье в Катерининському переулку. В феврале этого же года вышел второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь». Эта книга не вызвала такого одобрения критики как первая, сборник отмечался как «слабость молодого поэта, перепевают самого себя».


Цветаева понимала справедливость этих доводов, позднее она сказала, что


«Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» «за духом - одну книжку». В ней длятся те же темы и прежде всего - тема любви, которая проходит через все творчество Цветаевой.


В стихе «На радость» она провозглашает счастье жизни. Любовь заостряет восприятие мира, во всему влюбленным видится чудо - и в «пыльных дорогах», и в приманки «шалашей на час», и в сказочных «зверских берлогах». Именно любовь дарит героини ощущения полноты жизни:


Милый, милый, мы, как боги:


Целый мир для нас


Ей кажется, что все создано лишь для двух, им всюду легко, они ощущают, что «всюду дома мы на миру». Героиня ощущает свою власть над миром, отбрасывает «домашний круг» - сейчас ей ближе «пространство и зелень луга», свобода. Она восхищена и очарована любовью, все другое кажется ей неважным, несущественным, она согласная на самоотверженный плен любви:


Милый, милый, один в одного


Мы навеки в плену!


Для героини любовь - это возможность самораскрытия, образ познания и восприятие мира


31 мая 1912 состоялось открытие Музея утонченных искусств имени Александра 3, созданию которого посвятил жизнь Иван Владимирович Цветаев. Оно происходило чрезвычайно пышно и торжественно, приехал сам император Николай Второй с семьей. Однако Музей отнял в профессора Цветаева слишком много сил. Он стал директором музея, мечтал написать книгу, но здоровье его было подорвано. Он еще успел стать крещенным отцом дочери Марины Ариадны и сына Аси Андрея. Иван Владимирович Цветаев умер через год с небольшим после открытия Музея - главного дела своей жизни


Дореволюционная молодость. 5 сентября 1912 у Марины Цветаевой родилась дочь. Она выбрала для девочки необыкновенное имя из греческой мифологии - Ариадна: «назвала ее Ариадной наперекор Сергею, который любит российские имена, друзьям, которые находят, что это салонно. Семи лет от рода я написала драму, где героиню свалили Антрилией. - От Антрилии до Ариадны. Ариадна - ведь это так ответственно!



Анализ стиха Цветаевой «Молитва»

Комментариев нет:

Отправить комментарий