среда, 11 марта 2015 г.

Действие повести «Рене»

Это сюжетное обрамление охватывает и повесть «Рене», которая является уже исповедью ее героя, обращенной к Шактаса. Но драма Рене разыгрывается в Франции, она другая по своему смыслу и формой проявления. В этой повести Шатобриана нет напряженной фабулы, внешних эффектов, которых так много в предыдущий, зато ей присущий углубленность во внутреннюю жизнь героя, лиризований романтический психологизм. Сравнительно с «Аталою» она кажется почти бессюжетной, в ней отсутствуют четко прочерченные «подийни линии», а движение сюжета определяется процессами, которые происходят в сознании и души героя. Чувство и настроение Рене, его меланхолия, его медитации и воспоминания, его переживание, - вот и «материя», из которой созданная эта повесть. События и люди, путешествия и природа служат побудителями и предметами раздумий и резигнаций героя


В этой повести имеем героя того же типа, что и в романах Констана и Сенанкура, но визначенишого в своих характерных особенностях, зближенишого с романтической литературой. И неслучайно его ставят в один ряд с байронивським Чайльд-Гарольдом, Октавом из «Исповеди сына возраста» Мюссе и т.п., усматривая в нем не столько их предшественника, сколько собрата. Рене тоже присущий отчужденность и одинокость, разочарованность и разлад с миром, эти ощущения у него углубляются и интенсифицируются и вместе с тем приобретают некоторый спонтанного характера, специфической расплывчато-сти - в смысле послабления конкретных мотиваций, которые заменяют отсыланиями к общему «залогу мира». В повисти имеем разлад героя не с конкретной средой, а едва не с мирозданием, его одинокость приобретает тотальный характер, разочарованность достигает самых основ бытия, перерастая в « мировую скорбь».


Потомок аристократической семьи, которая пришла в упадок, Рене с детских лет страдает от одинокости. На мир он появился ценой жизни матери, отец и старший брат держались с ним отчуждено, и единой близкой ему существом была сестра Амели. Лишенные родительного гнезда, они решают идти в монастырь, но Рене меняет решение и отправляется в путешествие по Европе, посещает и «классическую Италию» Госсианивську Шотландию». Здесь нужно зафиксировать: если в повести «Атала» Шатобриан дал образцы нового ощущения и переживания первоначальной природы, то в повести «Рене» он делает существенные шаги в романтическом освоении « культурного ландшафта», что тоже имело значение для французской литературы. Этот ландшафт воспринимается и переживается героем повести в специфическом ракурсе, как свидетельство непрочности и быстротечности всего человеческого, его подвластности времени и смерти: « Прежде всего я посетил древние народы, я бродил, отдыхая, по руинам Греции и Риму, руинах стран, переполненных большими и поучительными воспоминаниями, где дворцы засыпаны пылью возрастов, а мавзолеи царей заросли терном. Сила природы и слабость человека: билинки пробиваются через крепчайший мрамор этих гробниц, а мертвецы, когда-то в жизни такие могущественные, уже никогда не сдвинут их плит».


Когда Рене отбывал в путешествие, сестра «обняла его с порывом, похожим на радость», и это навеяло ему печальные мысли о человеческом непостоянстве. Когда же он вернулся с путешествия, Амели начинает его избегать, что досадно поражает Рене, делает бремя одинокости невыносимым, и он думает о самоубийстве. Амели идет в монастырь, и здесь Рене случайно узнает о причине непонятной ему поведения сестры. Оказывается, Амели полюбилась его « несестринсь-творю любовью», и от этой греховной страсти она убегает в монастырь и хочет там заживо себя похоронить. Для Рене это становится доводом того, что не существует надежных связей между людьми, не существует в человеческом мире ничего несомненного, на что можно было бы положиться. Герой повести остается целиком одиноким и неприкаянным в пустыне, которые называется жизням. Но Шатобриан не оставляет его в таком залоге, он отправляет Рене в Америку, где происходит его религиозное возрождение. Однако, в отличие от Шактаса, Рене окажется неспособным полностью преодолеть себя, освободиться от духовного беспокойства, «смятение чувств» и вручить себя богу


Повесть «Рене» стала еще значнишою и знаменнишою событием в тогдашней французской литературе, чем повесть «Атала». Она оказала большое впечатление на современников, ее художественную силу вынужденные были признать даже недруги Шатобриана. Один из найнепримиренниших среди них, Кон-Залог, заявил: «Я смотрю на это произведение как на один из наилучших с написанных на французском языке». А выдающийся критик Ш. де Сент-Бев со временем писал: «Рене является ярчайшим произведением Шатобриана, который пережил время; он есть его портретом. - и нашим тоже. - Болезнь Рене властвует вот уже около сорока лет; все мы больше или меньше, по-разному на нее болеем». Можно сказать, что по своему смыслу, типом героя, доминирующим умонастроением повесть «Рене» - это уже романтическое произведение, хотя в своем стиле он еще сохраняет связь с классической традицией


Эта связь еще виразниший в следующем произведении Шатобриана, в эпопее «Мученики» (1808) на сюжет о гонении христиан в Римской империи, написанной ритмической прозой. Это произведение было задумано и начатый как исторический роман, но в процессе работы автор изменил его жанр и стиль, приблизив их к классической эпопее. «Я не хочу никаких изменений, - провозглашает здесь Шатобриан, - не хочу вводить в литературу никаких новаций, я склоняюсь перед древними, я считаю их нашими учителями и целиком принимаю законы, утвержденные Аристотелем, Горацием и Буало».


Однако содержание «Мучеников» другой, чем в классических эпопеях, которыми надышался автор. Рассказывая о давних христиан и те преследования, которым их подвергали в Римской империи во времена императора Диоклетиана, Шатобриан продолжал апологию христианской религии, ее духовной красоты и величия, начатую «Гением христианства». Но нужно сказать, что в этой «христианской эпопее» немало также страниц и целых разделов, которые передают красоту языческой античности, ее мироощущение, овеянного духом эпикурейства. Изображая в эпопее, за него же определением, столкновение языческого и христианского миров, Шатобриан не смог отречься первого на славу второго, не мог не подвергнуться его чарам, хотя, очевидно, и вопреки намерениям. Современные ему критики и некоторые более поздние исследователи даже твердили, что античность изображена у него ярче и более привлекательное, чем христианство. Вместе с тем он наполнил картины античности романтическим томлением, обвил их меланхолической вуалью, в которой расплываются классические контуры, одухотворяется ее телесная красота


Читателями и критиками «Мученики» были воспринятые как «произведение с тезисом», которой подчиняется его содержание, то есть произведение, не лишен предубежденности и искусственности. Сент-бев, который так высоко оценил повесть «Рене», писал об «Мучениках»: «Это не только надуманная эпопея, плод учености и раздумий; ее особенность заключается в том, что она создана специально для подтверждения теории, в доказательство определенной системы». И нужно признать, что это суждения не лишено оснований


В 1810 г. была написана повесть Шатобриана «История последнего с Авенсерахив», опубликованная 1816 г., в 1811 г. - «Путешествие из Парижа в Иерусалим», что принадлежит к жанровой разновидности « дорожного дневника». Третий период жизни Шатобриана, после 1814 p., был отданный политике. Но в настоящее время он писал свои мемуары, «Замогильные записки», выданные они были уже посмертно. их можно отнести к наиболее значительным явлениям этого жанра в французской литературе, таких как «Мемуары» герцога Сен-Симона и «Исповедь» Руссо



Действие повести «Рене»

Комментариев нет:

Отправить комментарий