четверг, 19 марта 2015 г.

Печорин и «водное общество» для раскрытия идейного смысла романа

Если в повестях «Бела» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Изображение дворянского общества, с которым роднит Печорина происхождение и классовая принадлежности, имеет в романе существенное значение. В соседстве с «столичными франтами», «московскими барышнями» и провинциальной «знатью» ярче выступает непересичнисть и исключительность Печорина для своей среды, в котором он вынужден находиться и действовать. Конфликт между этим обществом и Печориним показывает непримиримость его ко всем устойчивым традициям «света». Правда, в романе изображено не столичный свет, а пестрое за слогом «зодяное общество».


Но Лермонтов показывает, что по сути никакого принципиального отличия между ними нет, а пестрота и случайность образовался на водах общества позволяют автору ярче оказать совершенное одинокость Печорина, так же чужого и знатной московской госпожи Литовской, и небогатому юнкеру Грушницкому. Все образа в повести даются в соотношении с героем; одни персонажи сочувствуют Печорина и понимают его: это Вера и доктор Вернер; другим он импонирует своей аристократичностью (Литовские); все же другие - это откровенно вражеские и завидуют Печорина: Грушницкий, драгунский капитан, господин « с красной мордой» и т.п., что воплощают дворянское общество на водах - мелкое, вульгарное, завидющее.


Очерчиванию его Лермонтов отводит немного места, но как выразительные короткие реплики, иронические замечания, сатирические портреты, которыми он характеризует эпизодичные фигуры « московских франтов», степных помещиков, гостей на балле в ресторадии!


«Водное общество» разнородно: здесь и московский знать, и местные привилегированные круги («хозяйки вод»), и степные помещики, и военные-драени, армейские офицеры. Большинство из них - дворяне средней руки, которые не отличаются ни богатством, ни особой знатностью. Ученики легко находят в тексте подтверждение этого. Они отмечают, например, «стертые старомодные сергуки» степных помещиков; обращают внимание на то, что столичные франты, в Пъятигорську проповедуют «презрение к провинциальным домах», в Петербурге не имеют доступа к аристократическим гостиной. Но все же таки залог их достаточно, чтобы они могли ничего не делать. Жизнь их проходит без работы, круг занятий и интересов узко очерчен: прогулки, пикники, баллы; у мужчин - игра с карты и пьянство («они пьют - однако, не воду). Никаких серьезных раздумий, никаких глубоких запросов здесь не встретишь. Одно из главных занятий и интересов « водного общества» - сплетни. Не случайно Вернер рассказывает о слухах, которые распространились в городе по поводу предвиденной бракосочетание Печорина с княжной Мери: «Весь город говорит, и все мои больные занятые этой важной новостью, а уже эти больные такой народ: все знают!»


Члены « водного общества» - это мелкие души с мизерными страстями, нет здесь места благородства и честности. Даже простой порядочностью не владеют «московские франты» и «блестящие адъютанты». Когда господин в фраке »обидел Мери, адъютант, знакомый с семейством Литовских,« спрятался за толпой, чтобы не быть замешан в историю ». Для членов этого общества характерно заносчивость относительно стоят ниже их на общественной стремянке и угодливость, который объединяется с завистью, перед теми, кто выше их, знатнее и более богатым. Так, семейства степных помещиков « с нежным любопытством» смотрели на Печорина, обманутые петербургским покроем его «сюртуку», но, «узнавши армейские эполеты, с негодованием отвернулись». «Взгляды Лермонтова и его героя Печорина на пъятигористий« свет »совпадают. Печорин чудесно понимает вульгарность и узость интересов окружающих его людей и воспринимает их жизнь как фальшивую «игру», в него дневнике, где он пишет о людях этого суспильства, часто встречаются слова: «действующие лица», «сцена», «завязка», « развязка »и т.п. Ученикам можно предложить отыскать в тексте такие места


Негативное отношение Печорина к «водному обществу» сказывается даже на характере языки героя. Образом выражения авторского отношения к изображаемому персонажу есть и отбор эмоционально окрашенных эпитетов и глаголов, которые передают залог или характеризуют отдельные качества того или другого героя. Описывая разговор с драгунским капитаном незадолго до дуэли, Печорин делает замечание: «Он пожелтел, посинел; скрытая злость на лице его». У второго секунданта Грушницкого-Ивана Игнатьича - автор отмечает «пискливый голосу Интересная и языковая характеристика эпизодичных персонажей, которые представляют дворянское общество. Разговор провинциальных аристократов является образцом жаргона, который Грибоедов назвал «смесью французского с нижегородским». Не ограничиваясь зарисовкой « водного общества», Лермонтов расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести «Фаталист» и отдельными выражениями героя и автора о столичном свете. Основное занятие офицеров казачьей станицы, куда ненадолго попадается герой, - карты вечерами и пустые разговоры


В повести «Бела» автор упоминает об одной московской госпожи, которая утверждала, что «Байрон был больше ничего, как пьяница». Этой фразы достаточно, чтобы убедиться у невежества напыщенной представительницы света. Но петербургский мир более блестящий, петербургский знать более богатая, только этим она и отличается от « водного общества». Или не захватываясь внешним блеском, Лермонтов высмеивает и дворянское общество столицы, разоблачая его фальшь и пустоту. Лермонтов придет к выводу и убеждает читателя, что такое общество не может выдвинуть из своей среды истинных героев, которое в самом деле героическое и прекрасное в жизни- за пределами этот круга людей. В то же время Лермонтов показывает, что есть среди этих людей и особые, что владеют огромными возможностями. Но таких людей светское общество губит. На фоне «водного» дворянского общества особенно выделяется своей одаренностью Печорин, но под влиянием окружающего пустоты и фальши он мельчает, искажается характергероя.


Аким оказывается Печорин в этой среде? Как выявляет он себя, сталкиваясь с вражескими ему людьми? Что для понимания героя дают его отношения с Верой и Вернером? Выяснению этих вопросов посвящаются следующие уроки. Сначала в процессе беседы устанавливается, в чем усматривают ученики преимущество Печорина над «водным обществом» или хотя бы отличие его от большинства изображенных людей дворянского кола. Он откровенно говорит о нежелании видеть у себя гостей, не хочет завязать никаких знакомств и связей. Поэтому мелкие гонору считают его высокомерным


В доказательство могут быть приведены слова драгунского капитана: «Эти петербургские слетков всегда зазнаются … Он ггумает, что он только один и жил в светлые, потому что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги, И что за напыщенная улыбка!»


Но в действительности отчужденность Печорина объясняется не заносчивостью и аристократической презрением к менее богатым людям (к скромному штабс-капитану и Вернеру он относится чистосердечно и дружелюбно), а его запросами и требованиями к жизни и людям. Ни один из кумиров, которым, поклоняется пъятигористий и столичный свет, не тянет его, и он не хочет помножить залог, не прельщается выгодной партией, не старается сделать карьера. Его «настоящее положение не завистливо», по мнению княгини Литовской, но Печорин ничего не делает, чтобы изменить его. Не может удовлетворить его и повседневное общение с литовскими, драгунскими капитанами, Грушницким: он слишком просвещен, чтобы находить удовлетворение в разговоре с ними, и слишком умный, чтобы всерьез заинтересоваться подобными людьми. Общество держится на традициях и устойчивых, «незыблемых» истинах, а ничто так не чужое Печорина, как традиция: он смеется над всем на миру, особенно над чувствами, любит «сомневаться во всем», возражает дружбу и т. д.



Печорин и «водное общество» для раскрытия идейного смысла романа

Комментариев нет:

Отправить комментарий