суббота, 14 марта 2015 г.

Биография писателя: Шарль Бодлер

ШАРЛЬ БОДЛЕР


(1821-1867)


Шарль Бодлер родился в Париже в апреле 1821 года. Отец поэта походил из сельской семьи в Шампани с воинствующей фамилией ("бодлер" - двосичний чем), но ему прибегло выбиться в люди, получить образование и стать воспитателем в благородной семье. Он умер, когда Шарлю едва исполнилось семь лет, но успел привить синови безупречные манеры, порядочность, почтительное отношение к героическим временам Франции и интерес к живописи, которая станет истинной страстью Бодлера.


Несомненно, отец был единым, кто искренне любил мальчика. После него смерти Шарль был обречен на непонимание и одинокость даже в кругу близькихлюдей.


Родственная драма болезненно повлияла на душе мальчика: смерть любимого отца, новый брак матери, ее покорность отчиму, который упорно старался "привести к нормы" весьма резкий, своеобразный характер Шарля,- все это сделало его изгнанником в семье и во многом определило формирования безрадостного и даже трагического мировосприятия


Учился Бодлер в закрытом колежи в Лионе, потом в Париже, а в 1841 году за настоянием отчима Бодлера отправляют служить в заокеанские колонии Франции


Тропическая природа и странствие океанами оставили глубокий нужно в памяти юноши и неоднократно воплощались в него поэзиях ("Вид", " К даме-креолки", "Приглашение к путешествию"). Поэт виднеется " о синих небосклонах, о мраморах колонн, где фонтан рыдает", "где у солнца ласках пурпуристий сад, где затень от деревьев плывет благоуханна". В стихе "Экзотический аромат" Бодлер упоминает "ленивый островок, где золотые дары природа подает в неувядаемом розмаю".


Вернувшись к Парижу в 1842 году, Бодлер начинает самостоятельная жизнь на наследство, которое осталось после смерти отца. Он погружается в художественный и литературный мир столицы. Считая поэзию своим основным призванием, Бодлер, однако, пишет очень мало, старательно работая над каждым рядышком. Именно в этот период поэт интенсивно штудирует литературу: захватывается титанами времена Просвещения и произведениями современников - Стендаля и Бальзака. Вместе с тем Бодлер изучает живопись


Именно в то время Бодлер сближается с молодыми поэтами и художниками романтически-мятежного направления - "поколение молодого, серьезного, иронического и угрожающего", как характеризовал его он сам. Эти юные бунтовщики высмеивали в своих произведениях "хозяев жизни" - сытых и довольных буржуа, мелочная и меркантильная буржуазная среда, остро ощущали драматизм положения искусства и художника в буржуазном обществе, сочувствовали приниженному и оскорбленному люда


В этой среде сформировалась ярко выраженная антибуржуазнисть - одна из основательных черт мировоззрения и творчества Бодлера. Так вот для него было целиком естественным взять участие в Июньской революции 1848 года


После 1848 года Бодлер погрузился в острый душевный кризис, который затянулся почти на десятилетие и совпала с кризисом общественной. В этот период поэт записывает в дневнике: " В каждом человеке есть два одновременных стремления, одно направленное к Богу, одно к. Сатаны. Призыв Бога, или духовность,- это стремления внутреннего подъема, призыв Сатаны, или твариннисть,- это наслаждение от собственного падения".


Настроения и раздумья поэта отразились в него стихах и публицистике. Именно в период, когда Бодлера пленили горькие раздумья о противоположности прекрасного и реального, поэта и общества, появляются его статьи о жизни и творчестве Едгара По, которые проливают свет на трагический конфликт писателя с американской действительностью ("Едгар По, его жизнь и произведения", 1856).


В стихах, написанных между 1852 и 1856 годами, поэт доходит вывода, что зло властвует в мире и что задача искусства - побеждать зло. И следующий его произведение - сборник "Цветы зла", выданная в 1857 году,- становится "динамитной бомбой, которая упала на буржуазное общество Второй империи".


Против Бодлера, как за полгода к тому против Флобера, было возбуждено судебное дело. Бодлера обвинили в "грубом реализме, который обижает целомудрие". За опубликования "Цветов зла" автор был осужден к уплате штрафа в размере 300 франков. Приговор предусматривал также запрет и изъятие со сборники шести стихов, которое фактически означало уничтожения непроданного тиража и угрожало поэту банкротством


Но Бодлер продолжал работать. Самому важному художественным достижением последнего периода творчества поэта стали 32 новых стихе, которые вошли во второй издание "Цветов зла" (1861) и "Стихи в прозе", выданные посмертно. Большинство этих произведений удостоверили расширение и углубление диапазона творчества Бодлера, ведь творчество поэта питалось не только "всей его ненавистью" к буржуазии, но и "всей его нежностью" к придавленным


Последние года жизни Бодлера превратились на ад. Редактора периодических изданий отказываются братья его статьи и художественные произведения, как "неприемлемые для печати".


В апреле 1864 года поэт едет к Бельгии, надеясь заработать деньги публичными лекциями. Но улучшить свои дела ему не удается - он еще больше запутался в долгах. Одинокий, больной поэт начинает собирать материал для безжалостного разоблачительного памфлета против бельгийского мещанства, в котором был намерен показать завтрашний день Франции. .


В конце марта 1866 года Бодлера поразил паралич. Последние месяцы жизни он провел в клинике доктора Дюваля в Париже, где 31 августа 1867 года умер


Бодлер был поэтом, который особенно остро ощущал разногласию мира и человека. По словам О. Блока, своей поэзией он доказывал, что и " в аду можно мечтать о покрытые снегом вершины". Все это с чрезвычайной силой, полнотой и яркостью воплотилось в главном произведении Бодлера, сборнику "Цветы зла".


Начиная с 1857 года - года первого издания, "Цветы зла" постоянно дополнялись. Фактически эта книга создавалась поэтом на протяжении всего жизнь и вобрала все лучше всего его поэтического задела. Этим она похожая на "Листву травы" В. Витмена или "Кобзарь" Т. Шевченко


" Заголовок-Каламбур" (так определял название сборники сам автор) многозначный, как и все в "Цветах зла". В стихах сборники воплощены и разногласия эпохи, и разногласия творчества самого Бодлера. Но название сборники выражает прежде всего основную концепцию поэта, которую он формулировал как "получение красоты со зла".


Антиномичнисть понятий "цветы" и "зло", противопоставление отчаяния и поисков идеала становятся сквозными в книге Бодлера.


Основоположный структурный принцип сборники "Цветы зла" - романтический. Это определяется контрастным противопоставлением поэта, который хочет к идеалу, и жестокому окружающему миру. Доминантами, которые организовывают образно-поэтическую структуру сборники, выступают принцип контраста, характерный для романтизма, и символика


Как известно, каждый художественный образ той или другой мерой является символом, потому что он не только что-то непосредственно отображает, а и символизирует шире, существеннее, загальнише, а именно в сонете Бодлера "Соответствия":


Природа; - храм живой" где символов лисы


Наблюдают, нас и наши все маршруты;


Мы в нем ходим, и не раз, удается слышать,


Подмуровок и колон неясные голоса


Все краски и цвета, все ароматы и тона


Сливаются в могуть единого естества


И уравновешивают их измерение и права


Взаимной связи невидимые законы


(перевод Дм. Павлычко)


Сборник "Цветы зла" состоит из шести разделов: "Сплин и идеал", "Парижские картины", "Вино", "Цветы зла", "Бунт" и "Смерть". Первый, найобъемниший раздел сборники - "Сплин и идеал". Это лирическая драма, где идеалу противопоставленная не самая действительность, а сплин - трудный болезненный душевный залог поэта, которому присущие скептицизмом, уныние и тугая. Этот душевный залог рожден действительностью, ведь бодлеривський сплин имеет реальную психологичную-общественно-психологическую мотивацию. В стихе, который открывает раздел "Сплин и идеал", Бодлер дает свое объяснение этого залога: сплин - это "найзлише Страховидло", которое "ни ползать не умеет, ни реветь", это "Хандра, которая видит плахи и смертные казни".


Интересный философсько-эстетичный цикл стихов первого раздела, где Бодлер поднимает общие вопросы искусства. Так, например, стих "Маяки" посвященный гениям живописи разных эпох. Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело, Ватто, Гойя,- все они "маяки человечества", которые "засвеченные миллионами крепостей". их гений живое в возрастах, они бессмертные и вечные, как вечным есть прибой. Они - "рода человеческого добродетели и могуть". Своим величием они не дают поэту утонуть в бурном жизненном море


Бодлер старается определить задачу поэта, чей "сад опустошен громами и дождями", говорит о путях поэта в буржуазном обществе. Свою музу он называет "больной" и "продажной". У нее, глазах "мрачно палахтить ненависть и тревога", а зарабатывая; на жизнь, она должна "петь... мольбы и псалмы суровые, не веруя у них".


Положение поэта в тогдашнем обществе видится Бодлеру бесправным и трагическим. Поэт обречен на непонимание. Удивительное, воистину символическое воплощение получили эти мысли в стихе "Альбатрос". Здесь - все символ: и Альбатрос - большая прекрасная сильная птица, и моряки, которые поймали его, чтобы посмеяться и познущатися из него. Альбатрос - образ-символ поэта. Бодлер называет птицу "королем голубизны". Ему, поэту, он сочувствует, видя, как "волочатся, за ним большие бели крыла, как весла по бокам разбитой лодки". В руках моряков Альбатрос утратил своего силу и могущество: его "ходить по доскам природа не научила". Но, вопреки всему этому трагизму, в голосе автора нет приниженности. Наоборот, в последних строках стиха ощущается не только гордость за поэта, но и вызов тем, кто его унижается


Поэт, как Альбатрос - властитель гроз и грома,


Смеется над молниями, алкает высоты


И, изгнанный из неб, на падоли земному


Крылатый великан не имеет возможности идти


Бодлер говорил, что из детства в нем боролись два противоположных чувства: "ужас жизни" и "экстаз жизни". И эта борьба неизменно приводила к духовной изоляции поэта. "Такая среда не для поетив,- размышлял он,- им нужна республика духа, управляемая красотой". Страстным поискам красоты посвященное большинство стихов сборники ("Красота", "Гимн красоте", "Приглашение к путешествию"). Красота у Бодлера имеет разные проявления. Она и "мечта из камня" и "билисть лебедей и сердце из хрусталя" ("Красота"). В ее взгляде "покорность и вина, и полумгла, и рассвет". Поэт не разгадал природы красоты, но желает, чтобы она сделала мир не таким отвратительным:


Это безразлично, кто ты, или Дева, или Сирена,


Или Бог, или Сатана, или нежный Херувим,


Чтобы бремя жизни, во владарко вдохновение,


Сделала более легким ты, а вселенная - менее гадким!


В своих произведениях поэт постоянно использовал контрастные краски, которые поражали своей парадоксальностью и необычностью. Поэзия Бодлера объединяет приподнятое, почти бестелесное, с ницим, нарочно грубым. Так, в стихе "Подъем" он призывает поэта:


Убегай же от земных миазмив как можно дальше!


В воздухе горньому свое очисть естество!


И сияние пей, словно божественное питье,


Разлитое в просторные, как чувство в хорале!


Его стихи часто преисполнены ужасных, гадких, откровенных картин порока, грязи, распущенности. Но если поэзия насыщена образами общественного и морального упадка, то это не означает, что сама она излучает зло. Тем более, что любой стих Бодлера обязательно несет веру и надежду к лучшему. Об этом свидетельствуют слова самого поэта: "...В эту жестокую книгу я вложил все мое сердце, всю мою нежность, всю мою веру... всю мою ненависть..."


"Цветы зла" - это осуществленный с редчайшей последовательностью и завершенностью синтез значительной эпохи европейской поэзии - эпохи романтизма, и вместе с тем это своеобразный пролог к другой выдающейся поэтической эпохе конца XIX - начала XX столетие. Поэтому неслучайно Бодлера называют и поздним романтиком, и поэтом эпохи импрессионизма, и предтечей символизма


Бодлер оставил сравнительно небольшое творческое наследство: сборник "Маленькие поэзии в прозе", книгу статей об искусстве и литературе "Романтическое искусство", которая была выдана посмертно. Бодлеру также принадлежат замечательные переводы поэзии и прозы Е. По, из которых началась слава американского романтика в Европе. Но вершиной творчества Бодлера остается поэтический сборник "Цветы зла", в которой скрестились магистральные пути французской и всей европейской поэзии


ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: сборники "Цветы зла", "Маленькие поэзии в прозе", книга статей "Романтическое искусство".



Биография писателя: Шарль Бодлер

Комментариев нет:

Отправить комментарий