суббота, 14 марта 2015 г.

Природа в лирике Есенина


У каждого в жизни бывают минуты, когда хочется забыть о проблемах и погрузиться в иной мир - мир поэзии. Тогда мы открываем сборник любимого поэта и вступаем в диалог с него душой, которая живое в стихах. Сегодня мы откроем для себя Есенина. Поэт прожил очень короткое, но яркую, плодотворную жизнь, оставил нам огромное поэтическое наследство, которое стало достоянием мировой культуры. Природа - душа есенинських стихов, она - источник его поэтического вдохновения. Почти в каждом стихи поэт рисует картины природы, которые аккомпанируют его чувством. Природа в поэзиях Есенина в постоянном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно к человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образа народной поэзии. Черемуха у него “спит в белой набавке”, вербы плачут, тополя шепчут, “загрустили девушки - пихты”, “звезда созывает другую”, “ березы в белом плачут полисах”.


Єсенинська природа является воплощением человеческих чувств. Это позволяет автору глубоко отображать любовь к жизни, сравнивать явления природы с коллизиями человеческого бытия:


    Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустние слова…

Тема родины и природы в есенинський поэзии тесно взаимосвязанные, поэтому, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лукам и рекам. Природа в поэта живая, она дышит, живое, говорит… Для нее он находит яркие краски. Более всего стихов - о природе. Поэт глубоко ощущает красоту, величие природы и грусть за тем, что эта красота мимолетная


Каждого раза, когда читаешь стихи, С. Єсенина, ощущаешь, будто душой затрагиваешь природу, ее живописные виды. Но более всего ему прибегло воспеть образ дерева. В народных пересказах дерево - символ жизни, энергии человека. “Все от дерева”, - так говорил Есенин. Дерево - это вселенная: вершина его - солнце, корни - земля, а ствол - люди Береза - символ девичьей красы: нежности, хрупкости и неприкосновенной красоты. Любимое дерево Есенина - черемуха. Это замечательное украшение наших парков, скверов и пригородных лесов. С расцветом черемухи приходит истинная весна со всем ризнобарвъям цветов и трав. В своем стихе Есенин это хорошо показал. “Зеленая прическа”, “в траве зеленой”, “болотный омут”, “холод осени синий”, “голубая Русь”, “синее небо”, “синий сумрак”, “синь сосет глаза”. “Голубизна” - типично есенинська стихия. Она разливается волнами в стихах. И поэт не боится ни повторов, ни однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не поэтому, что поэтической фантазии маловато, а потому, что не хочет и не может говорить иначе. У него все синее и лазурное: окна и заливы, долины и поля, осень и звоны, глаза и взгляды


Цветная гамма широкая, и богатая. Доминируют синий, золотой, красный. Нет темнихкольорив.


Как каждый поэт или писатель, Сергей Есенин использует в своих произведениях разные художественные средства: сравнение (”все пройдет, как с белых яблонь дым”, метафоры (отзвучала дубрава, журавле не жалеют, дух полыхал…), эпитеты (золотая дубрава, небо вечернее..), персонификацию. Окружающий мир в поэзии Есенина находится в постоянном кругообороте, в переходе с одного залога в другого. Отсюда большое количество отглагольных форм. Например, месяц, который сравнивается с кудрявым ягненком, гуляет по голубой траве. Художественный образ имеет своеобразную типичную есенинську структуру: сравнение двух предметов за общим признаком (”седина маячливого дня ” - цвет, “кудрявый ягненок - месяц” - форма). Простейшие метафоры действия и залога (”умирает тучка”, “звенит колосок”) случаются редко. Чаще они конкретизируются с помощью метафорического дополнения (”сумерки лизали золото солнца”): предметная метафора объединяется глаголом (лизать), чтобы образовать неделимое целое


Именно для лучшего восприятия окружающего мира, звезд, цветов, деревьев как чего-то, что наделенное душой, находится в постоянном движении, и перевоплощение одного в другое Есенин использует эти художественные средства


Язык в поэта особая, она преисполнена художественными средствами, которые “ведут” стих: “На неб-ном синем блюдце”, “через трещину тянутся в бокалах пальцы косогора”.


К сожалению, мы на космической скорости отдаляемся все дальше и дальше от поэзии, мы обменяли сочувствие на равнодушие, наивность на цинизм, а в скором времени будем иметь компьютерный мозг и синтетическое сердце. Чтобы этого не произошло, надо породниться с природой, слышать и видеть ее, оберегать, любоваться ею и читать стихи таких поетив, как Пушкина, Есенин, Шевченко…



Природа в лирике Есенина

Комментариев нет:

Отправить комментарий