понедельник, 2 марта 2015 г.

Главный конфликт пьесы Чехова «Чайка»

"Чайка" - произведение для самого автора наиболее автобиографическое, личное. В пьесе, написанной в маленьком мелиховском флигеля, Чехов, наверное, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. Это пьеса и о людях искусства, о муках творчества, о неспокойных, мятущихся молодых художников и о самовдоволен-сытое старшее поколение, которое охраняет завоеванные позиции. Это пьеса и о любви ("много разговоров о литературе, имело действия, пять пудов любви",- шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. В конце концов, это пьеса и о мучительных поисках искреннего смысла жизни, "общей идеи", цели существования, " определенного мировоззрения", без какой жизни - "сплошное мучение, ужас". На материале искусства Чехов говорил здесь о всем человеческом существовании, постепенно расширяя круга художественного исследования действительности


Пьеса развивается как полифоническое, многоголосное произведение, в котором звучат разные мотивы, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: нет судеб главный и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы потом пойти в тень. Очевидно, поэтому невозможно, так едва ли и нужно выделять главного героя "Чайки". Вопрос этот не бесспорный. Было время, когда героиней несомненно была Нина Заречная, позднее героем стал Треплев. В каком-то спектакле вперед выдвигается образ Маши, в другом все собой омрачают Аркадина и Тригорин.


При всем том совсем очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, что ищет поколение, тех, кто только входит у жизнь. Хотя и здесь он видит резне, которые не сливаются пути. Молодая девушка, которая выросла в старой дворянской усадьбе на березе озера, Нина Заречная и недоученный студент в порванном пиджаке Константин Треплев - оба хотят попасть в удивительный мир искусства. Они начинают вместе: девушка играет в пьесе, который написал влюбленный у нее талантливый юноша. Пьеса странная, отвернутая, в ней говорится об извечном конфликте духа и материи. " Нужны новые формы! - провозглашает Треплев. - Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно!"


В вечернем саду наспех сбитая сцена. Может быть, здесь рождается новое произведение искусства... Но пьеса остается недоигранной. Иметь Треплева, знаменитая актриса Аркадина, демонстративно не желает слушать "декадентское мечтание". Представление сорвано. Так оголяется несовместимость двух мирив, двух взглядов на жизнь и позиций в искусстве. "Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы самые, а другое вы угнетаете и душите! - восстает Треплев против матери и процветающего писателя Тригорина. - Не признаю я вас! Не признаю ни тебя, ни его!"


В этом конфликте проступает кризисная ситуация в российском искусстве и в жизни конца XIX столетие, когда "старое искусство расстроилось, а новое еще не наладило". Старый классический реализм, в котором "наследование природе" превратилось в самоцель ("люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки"), выродился лишь в ловкое техническое ремесло. Искусство нового, грядущего столетия рождается в муках, и пути его еще не ясные. "Надо изображать жизнь не такой, как она есть, и не такой, как должна быть, а такой, как она представляется в мечтах" - эта программа Треплева звучит пока как туманная и претенциозная декларация. Он со своим талантом оттолкнулся от старого берега, но еще не приставил к новому. И жизнь без " определенного мировоззрения" превращается для молодого искателя в цель беспрерывных мучений


Потеря "общей идеи - бога живого человека" разъединяет людей переходной эпохи. Контакты возбуждаются, каждый существует сам по себе, поодиночке, не способный к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимые, и все несчастные. Нина не может не понять, не полюбиться Треплева, он, в свою очередь, не делает замечание отданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но тот бросает ее. Аркадина последним усилием воли удерживает Тригорина возле себя, но любви между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает от равнодушия Дорна, учитель Медведен-Ко - от черствости Маши... Неконтактность угрожает обернуться не только равнодушием и черствостью, но даже предательством


Хотя пьеса эта названа "комедией" (вот еще одна загадка Чехов-Драматурга), в ней имело веселого. Вся она перенята томлениям духу, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, общей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек - известный писатель Тригорин и тот тайно страдает от недовольства своей судьбой, своей профессией. Удалини от людей он будет молчаливо сидеть с удочками в реки, а потом вдруг прорвется в истинно чеховском монологе, и станет ясно, что даже этот человек тоже, в сущности, несчастливый и одинокий


Словом, печальную комедию написал Чехов - до боли, к крику, к выстрелу доходит здесь ощущение общей неустроенности жизни. Почему же в таком случае пьеса названа "Чайкой"? И почему при чтении ее нас охватывает и покоряет особое чувство поэтичности всей ее атмосферы? Скорее всего поэтому, что Чехов извлекает поэзию из самой неустроенности жизни


Символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Не банальный "сюжет для небольшого рассказа" извлекал писатель из истории с подстреленной чайкой, а эпически широкую тему горькой неудовлетворенности жизням, которая будит тягу, томление, тугую о лучше будущем. Только через страдание приходит Нина Заречная к мысли о том, что главное - "не слава, не блеск", не то, о чем она когда-то мечтала, а "умение терпеть". "Умей нести свой крест и веруй" - этот выстраданный призыв к мужественному терпению открывает трагическому образа Чайки воздушную перспективу, поле в будущее, не замыкает ее исторически очерченным временем и пространством, ставит не точку, а многоточие у нее судьбы


Чехова иногда называют Шекспиром XX столетие. И это действительно так. Его драматургия, подобно шекспировской, сыграла в истории мировой драмы огромная поворотная роль


Поняло, новаторство драматургии Чехова было подготовлено поисками и открытиями его больших предшественников, драматургическими произведениями Пушкина и Гоголя, Островского и Тургенева, на добрую крепкую традицию которых он и опирался. Чехов с блеском показал, как в вульгарной среде мельчает, искажается любое человеческое чувство, как калечатся человеческие души, как чувства превращаются в абсурд, как будни убивают праздника. Драматург смеялся над человеческой бестолковостью, жизненными коллизиями, но смехом не убивал самого человека


Наступали новые времена. Россия стояла на пороге мучительных изменений. И Чехов, как никто, чувствовал это. С этой новой атмосферой общественного жизни связанное рождение зрелой драматургии Антона Павловича. «Чайку» - пьеса и о людях искусства, и о муках творчества, и о неспокойных, мятущихся молодых художников, и о самовдоволен-сытое старшее поколение, которое хочет сохранить завоеванные позиции. Это пьеса о любви, о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании, о жестокой неустроенности личных судеб. В конце концов, это пьеса о мучительных поисках искреннего смысла жизни. Все герои пьесы одинаково значимы. И все одинаково несчастные. Между ними затронутые контакты, каждый существует сам по себе, поодиночке, не способный к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимые. Нина не может не понять, не полюбиться Треплева, он не делает замечание отданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но тот бросает ее. Аркадина из последних сил удерживает Тригорина возле себя, хотя любви между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает от равнодушия Дорна, учитель Медведенко - от черствости Маши...


Невозможность понять друг друга оборачивается равнодушием и черствостью. Так, бездушно отдает Треплева Нина Заречная, бросаясь вслед за Тригориним в поисках «шумной славы». Вся пьеса перенята томлениям духу героев, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, общей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек - известный писатель Тригорин - и тот не довольный своей судьбой, сомневается в собственном таланте и тайно страдает. Удалини от людей он будет молчаливо сидеть с удочками в реки, а потом вдруг прорвется в истинно чеховском монологе, и станет ясно, что даже этот человек тоже, в сущности, несчастливый и одинокий


Символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Только через страдание приходит Нина Заречная к простой мысли о том, что главное - «не слава, не блеск», не то, о чем она когда-то мечтала, а «умение терпеть».



Главный конфликт пьесы Чехова «Чайка»

Комментариев нет:

Отправить комментарий