А сейчас вернемся с неба на землю, к героям Г. Коцюбинского. Это же отправляемся у путь! Нам с вами надо в своем произведении «Человек и земля» изобразить, как каждый из героев относится к земле, которую роль она играет в жизни каждого из них. Человек и земля очень тесно связаны между собой. Земля, которая поманила к себе человека, земледельца, поманила, но в руки не далась, «прошла сквозь пальцы», исчезла, как марево. По отношению к земле определяются и все позиции героев, и мотивы их поведения, и настроения, и действия. Земля, как сам предковичний дух человека, как извечная мечта, живет в каждом из героев. Можно было бы даже сказать, что спустя, как герой представляет и видит землю, обрисовывается и его собственное социально-психологическое лицо. Потому что земля определенной мерой определяет и идеал каждого из них. По-разному она видится Андриеви, Маланци, Пидпари, Гудзю, Гущи и др. Земля - это образ самой души народной
Глубоко трогательный образ Маланки. Это крестьян-ка-беднячка, которая всю жизнь прожила в бедности и мечтала о собственной ниве, надеялась на распределение земли: « У Маланки такой инстинкт привязывания к земле, как у ласточки к строительству гнезда», - писал писатель в нотатках. ее заскорузлые руки почернели на работе в господ, вся молодость прошла в беспросветной тяжелой работе. Заметьте, что эпитеты «сухой», «черный» все время сопроводят образ Маланки, именно они показывают Малавку как вечную труженицу. Маланка любит землю не только как средство к существованию. Кротостью, замечтавшейся нежностью обвитые ее думы о земле, которая в ее воображении выступает как что-то живое, дорогое, несказанно прекрасное и всевластное. В обиде Маланки Коцюбинский отбил вековечное стремление крестьянства к земле. Тяжелая работа из самого детства сопровождает этот человека. С двадцати лет, оставшись круглой сиротой, работает она на господ: «Плакала, что делает на чужих, что сохнет, теряет силу и никто не сватает ее. Плакала, потому что любила землю, огород, поле, а должна была варить есть целому табуну пажерливой челяди». Не судилось ей выйти замуж за хозяйского сына, не осуществилась ее мечта о земле. Однако же только она питала Маланку ожиданиями на лучшую судьбу. «Что ты говоришь, бессознательный! И ты становись на колена и целуй ее… ешь ее, землю святую, она кормит тебя… она тебя и спрячет, мужское», - эти слова обращенные к Андрею, который гордится землей
Но для Маланки земля - все: судьба, деньги, счастье: «Которая ты роскошная, земля… Весело засивать тебя хлебом, прикрашать зелом, заквитчать цветами. Весело обработают тебя». Когда приехали в село господа, этой женщине сдалось, что они будут делить между людьми землю. Она будто вторично на мир родилась. Радуется ее сердце и тогда, когда - во второй части повести - пошли слухи о распределении земли. Маланка «кричала, чтобы быстрее делили», но большинство крестьян решило избрать комитет, который бы управлял обобществленной экономией. Она еще цепляется за очень шаткую надежду получить землю, однако та тонисинька вервечка, которая соединяла ее с землей, давно разорвалась. И она томит по миру. Мечтания заменяют ей реальная жизнь. Если Маланка еще крепко связана с землей, то Андрей Волик уже целиком отошел от нее и ненавидит хлебопашество, с презрением думает о бедных «хозяевах». Андриеви одинаково, или на своей земле, или на чужой, - «а все наймит». Он мечтал о работе на фабрике, верил у нее, надеялся, что дочь его тоже устроится там работать и со временем выйдет замуж за рабочего. Андрей оторвался от земли и не случайно гибнет, потому что не может выжить в этой непонятной для него стихии
Фома Гудзь - вечный бунтарь. Он не виднеется о земле, как Маланка, не лелеет надежд и на фабрику, как Андрей Волик. Фома - воплощение крестьянской ненависти ко всему, что было господским. У него «не сердце, а ком крови, которая скипелась от человеческой неправды», - писал автор в заметках к образу. Фома ошибается в методах борьбы, но врага своего ( господ, фабрикантив, кулаков) он хорошо знает. Грудзь то производит поджог господские снопы, то крушит господское добро. Это вечный наймит, «дикая сила, вражеская господам, печка, страшная и непримиримая». Это сгусток ненависти, того стихийного бунта против господского гнета, который годами, столетиями нарастал в крестьянстве. Он целый возраст со скотом, целая жизнь «хвосты видел вместо людей». А так как Фома еще и «бабрався в гное, в гное спал, на гное ел», то когда на глаза ему случились чистенькие и беленькие господа, то в него сердце собралось столько ненависти, что он «перебил бы всех» и выпалил огнем, чтобы «только осталась голая земля и ясное солнце». Фома знал одно: «Выкури дымом и огнем… Сровняй все с землей, чтобы было голое, будто ладонь…»
Фома Гудзь неважно думал об тех крестьян, которые якобы стерегли господское добро. « Нет, когда хочешь делать, то робы так, чтобы он (господин) не имел охоты возвращать, чтобы ему пустошь воняла». Фома и на фабрику не имеет надежды, понимая, что там такой же эксплуатация, как и везде, смеется из Андриевих надежд. И чего там работать, лучше уже что-то произвести поджог или сокрушить! И чем скорей, тем лучше. Андрей Волик от Фомы Гудзя в захвате: «Господский пастух будто вырос сразу перед ним. Сидит оплич, будто дуб врис в землю, а под ноги ему покорно катят желтые волны поля, и даже солнце в покорности стелется долом». Новыми людьми села выступают в повести Прокоп Кандзюба и Гафийка. Прокоп - малоземельный. Он из тех напивпро-летарив, что перебивались «заработками» и наполовину уже перестали быть хозяевами. Из заработков Прокоп вынес некоторый опыт, убедился, что везде «бедные сподом, богатые сверху», и дошел до мысли о необходимости борьбы с неправдой. У него собирается кружок крестьян - «все безземельные, или такие, что их земля не могла згодувати», они читают газеты, книжки, распространяют открытки. Кружок этот организовывает забастовка, которая заканчивается победой крестьян благодаря них стойкости и организованности. Когда забрали господскую экономию, Прокоп умело хозяйничал там, искренне заботился об «народном добре», везде сам присматривал, везде робивлад.
Гафийка - сельская девушка-беднячка, которая хочет к образованию и общественной работе, принимает активное участие в революционной борьбе. Она за свою не такая уже большую жизнь увидела, что такое человек, крестьянин без земли. Это невилазни бедность, это горе, ссоры. Революционному бедняцкому крестьянству противопоставленные образа богатеев, кулаков, которые готовы оборонять свое добро «даже зубами». Кулачье (Пидпара, его тест Гаврила, сельский староста Скоробагатько) бесится при одной только думцы, которые у нее могут отобрать землю. Финальная картина кулаческого самосуда показательная. Этим писатель будто хотел сказать, что борьба народная за свое освобождение, за землю длится и приобретает дедали гостришой форму. В произведении вы должны сказать, что в тогдашней действительности мечты крестьян о земле пока еще не могли осуществиться, потому что добровольно ее никто бы не отдал
Во вступительной части напишите, что означала земля для крестьянина, которые надежды на нее он возлагал. Основная часть - это характеристика образов, судьба которых тесно связана с землей. Надо изобразить именно внутренние переживания героев: как они страдают, о чем виднеются. Каждый следующий образ не должен отделяться от предыдущего, то есть они должны быть соединены какой-то мыслью, мыслью о земле. Вообще все должно оборачиваться вокруг этого слова - земля. Выводом может быть ваша мысль о том, что в тогдашних условиях земля была только маревом
Произведение за повестью Г. Коцюбинского
Комментариев нет:
Отправить комментарий