среда, 18 марта 2015 г.

Онегин и Татьяна

Его можно назвать егойстомпоневоли.


В. Г. Белинский


Татьяна - “верный идеал”.


А. С. Пушкина


Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и старается ответить на него. А. С. Пушкина в своем романе “Евгений Онегин” тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой гурьбой проходят перед читателем Гвоздини, Мелочи, Скотинин, “необходимые глупые” великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянства и отраженный идеал жизни? Нет, в изображении этих персонажей явным образом ощущается ирония, а то и насмешка. А Ольга и Ленський? Они выделенные из общей массы дворян, но их образ жизни тоже нельзя поставить в пример. Самым крупным планом в романе показанные Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: “Мне нравились его черты”. А героиню называет своим “верным идеалом”. Значит, в Онегине не все одобряется, а в Татьяне - все. Очевидно, при рассмотрении этих образов можно ответить на поставленный когда-то вопрос


У Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближают. В обществе, где “воспитанием немудрено сверкнуть”, наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, “читал Адама Смита”, хорошо разбирался в театральном искусстве. Татьяне из детства книги “заменяли все”. За чтением романов она провела не одну ночь. А позднее с жадностью читает книги в библиотеке своего избранника. И Онегин, и Татьяна имеют проникновенный ум. Онегин знал людей. Он слушал Ленського с улыбкой, понимая незрелость его суждений. Ольга для Онегина - обычная барышня, он позволяет себе шептать ей “ какой-либо вульгарный мадригал”, с Татьяной же Евгений всегда серьезный. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую натуру, как Онегин. Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе с Ленським совсем свободно все подвергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседями-помещиками. Он не всегда проявляет заботу о том, которое о нем сложится мысль. Наделенная “своенравной главой”, Татьяна резко высказывается о блистательности, мишуре, суете высшего света. Онегина и Татьяну сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях. На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает ” также без искусства”.


Или удивительно, что умные, проникновенные люди, которыми были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совсем одинокими в той среде, к которому они принадлежали по рождению? , Поэт отмечает, что Онегин в выбранном обществе “казался чужим”. Татьяна даже в родной семье “казалась девочкой чужой”. Но, имея некоторые подобные качества, герое резни мижсобою.


Себялюбия Евгения противопоставленная душевная щедрость Татьяны. Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был тем грунтом, на которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объясняет ее самоотречение и верность в сердечной благосклонности. С юного лет “наука страсти нежной” заменяла Онегину искренние чувства. Как легкокрылый мотылек, порхал он, часто меняя благосклонности. В минуту откровения он сознается Татьяне, которая “семейная картина” его не зачаровывает, что он не способный никого долго любить. Позднее, добиваясь любви Татьяны, знатной великосветской дамы, княгини, Онегин думает только о себе и свои страдания


Татьяна принадлежит к тем приподнятой и богатой натурам, которые не знают расчетов в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и потому оно прекрасно и неповторимо.


Во всех учинках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленським от скуки, лишь бы только убить время. Чтобы только на время рассеять скуку, вызывает ревность Ленського на именинах в Лариных, присматривая за Ольгой, а потом, заботясь о своей репутации, убивает молодого поэта на дуэли


В щедром сердце Татьяны всегда найдется место сожаления, сочувствию к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит в одинокую могилу Ленського. Руководствуясь чувством супружеского долга, Татьяна отбрасывает любовь Онегина, хотя продолжает его как и раньше любить. Однако основным расхождением между героями является полное равнодушие Евгения и глубокая благосклонность Татьяны к “рядом” природе и народу. Разве мог воспитанный французами - гувернантками в шумной суете столицы, удалини от народного жизни Евгений чувствовать привлекательность “рядом” природы, ощущать необходимость связи с народом? Д всему этого он остается равнодушным. Только на короткое время его могла пленить непритязательная сельская природа. А потом он увидел, “ что и в селе скука та же”. Совсем другая Татьяна. Выросшая среди вольготных полей, зеленых тенистых дубрав, каждый день общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную благосклонность к “ бедным крестьянам”. Еще из детства “она любила на балконе предупреждать звезды восток”, наблюдать за звездами. Дерева, цветы, ручьи - это ее друзья, которым можно доверять свои тайны


Татьяна сочувствовала народу (”бедным помогала”), но особую нежность в ее душе вызывает нянька, что она называет “милая”. Этих симпатий ничто не может истребить в душе Татьяны: ни длинная вынужденная разлука, ни высокое положение в свете. Ее душа тоскует и рвется к родным местам, обычному образу жизни. Разное отношения к народу, к родной природе есть тем решающим фактором, который помогает даты окончательную оценку героям. Онегин - тип “лишнего человека”. Татьяна - положительная героиня. В обиде Онегина А. С. Пушкина показал ту часть интеллигенции 20-х гг. XIX В., что отрицательно относилась к общественно-политическим порядкам того времени. Но и с народом таких людей ничто не связывало. Они превращались у “эгоистов поневоли”, в напрасные для общества людей. Такая жизнь не имела никакого содержания. Татьяна впитала у себя все лучше, чем богатый народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родины, правдивость, честность, верность долга. Жизнь Татьяны имела определенное положительное содержание, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было такое, что в общественной жизни она никакой роли не играла. А жизнь находит высокое содержание лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему, борется за него счастье



Онегин и Татьяна

Комментариев нет:

Отправить комментарий