понедельник, 9 марта 2015 г.

О героях произведений Г. Сервантеса и В. Шекспира


История литературы знает многому случаев, когда произведения писателя были очень популярны за него жизнь, но миновало время, и их забывали почти навсегда. ЕСТЬ и другие примеры: писателя не признавали современники, а истинную ценность его произведений открывали следующие поколения


Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, потому что у них созданные образа, которые волнуют каждое поколение людей, образа, которые надышат на творческие поиски художников разных времен. Такие образа имеют название «вечных», потому что они носители черт, которые всегда присущие человеку


В бедности и одинокости доживал свой возраст Миґель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известный как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько столетий, а его герои не только не будут забыты, но станут « най-популярнишими испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизням в произведениях прозаиков и драматургов, поетив, художников, композиторов. Сегодня даже тяжело пересчитать, сколько произведений искусство создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Панси: к ним обращались Гойя и Пикассо, Масс-Не и Минкус.


Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI столетие, когда жил и создавал Сервантес. И замысел писателя ширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, менялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа вместе с тем исторически-конкретный (он отбивает современную писателю Испанию) и универсальный ( потому что существует в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновение идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью - не идеальной, «земной».


Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и всюду есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно объединяет гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм, бескорисливисть, с одной стороны, и наивность, чудачество, благосклонность к мечтаний и иллюзиям - из другого. Внутреннее благородство


Дон Кихота объединяется с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную Прекрасную даму).


Второй важный вечный образ романа - остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожие один на один в своих надеждах и разочарованиях. Серван-Тес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможная, но они должны основываться на реальности


Совсем другой вечный образ возникает перед нами в трагедии Шекспира « Гам-Лет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на боку добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и подвергнуть наказанию зло. Его нерешительность не является проявлением трусливости, он смелый, откровенный человек. Его нерешительность - следствие глубоких раздумий о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийце своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как чудищ зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета - это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добрая, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особый звучание в XX столетии - времени социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечное «гамлетовский вопрос».


Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Рафаэль, Отелло, Ромео и Джульетта - все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремление. И каждый читатель учится на этих образах понимать не только прошлое, но и современное


Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI столетие. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов, стремясь получить свободу, время роста больших городов и зарождение буржуазии, время оживления торговли и далеких странствий, которые требовали от людей смелости и дерзаний. Сложились новые взгляды на смысл бытия: появилось убеждение, которое самую большую ценность на Земле представляет человек. Гуманисты - писатели и художники - изучали человека и стремились правдиво ее изобразить. Подтверждение своим идеям они нашли в античном искусстве, которое изображало сильный и прекрасный человека. Таким образом, гуманисты возродили античные традиции. Отсюда и название эпохи - Возрождение


Помню, еще до знакомства с « Дон-Кихотом» Г. Сервантеса, ко мне случайно попала статья российского художника Саввы Бродского, который иллюстрировал известный роман испанского писателя, « Страницы испанской тетради», а в ней - стих, понять смысл которого я смогла только после прочтения самого произведения Сервантеса:


Мигеля мать щедрая была;


    С им вместе двойню родила. Один такой худой, худой, Костлявый, с острой бородой. Открытый взгляд безумных глаз, А на макушке медный таз. Другой родился карапузом, Румяный, толстый, с круглым пузом. Сметлив, хитер, картошкой нос, Курчавой бородой оброс. Один в доспехах и в седле, Другой с котомкой на осел. Один бесстрашно рвется в бой, Дрожит вот трусости другой.

Конечно ж, это - о героях романа Г. Сервантеса: Дон Кихота и Санчо Пансу. Портреты и черты их характеров невозможно спутать нет с какими другими персонажами. Произведение славный испанец наполнен духом эпохи Возрождения: «Друг, Санчо! Пусть будет тебе известно, что волей неба я родился в наше жестокое время, лишь бы воскресить золотую»,- раскрывает главный герой романа слуге смысл своих поступков. Под словом «золотой» он имеет на внимании рыцарские, по-настоящему достойные человека времена. Дон Кихот утилюе справедливость, человечность, истинное рыцарство - но живет в эпоху, когда все эти гуманистические ценности испытают осмеяния. Жизни оказывается совсем не таким, которым оно представляет Дон Кихоту, вот потому много какие благородные стремления героя помочь страдальцам приводят к прямо противоположным результатам. Но какое же привлекательное это его стремление к исправлению мира! Дон Кихот борется не за собственные интересы - он восхищен идеей исправления истерзанной действительности. И в этом служении Добру он всегда активный, мужественный и бескорыстный


Санчо Панса - так же, как и извне - полнейшая противоположность своему господину: он реально смотрит на жизнь, довольно меркантильный. Сытая, вильготне жизнь - вот его идеал ( в отличие от «рыцаря печального образа», какой, по словам С. Бродского, «не смог дышать воздухом сытой скуки»). Но, читая роман, мы видим, как Санчо Панса постепенно проникается (« С кем поведешь себя, от того й наберешься?») стремлениями, энтузиазмом и благородством своего господина. И хотя Санчо темный, суеверный, главное, чем привлекает его фигура - это чуткость, человечность, желание служить добру:


Один витает в облаках, И пласт земной в его руках. Другой - тот ходит по земля И мыслит только осебе.


Но им данная одна судьба - Одна мечта, одна борьба. За правду вечные борцы, Бессмертны эти близнецы.


Деятель английского Возрождения, В. Шекспир, тоже изображал человеческую личность, которая ступает к борьбе с феодальным миром. Его «Ромео и Джульетта» - виднейший гимн любви. Юноша и девушка из враждующих богатых итальянских семей Монтекки и Капулетти полюбили друг друга. Их любовь - это не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и, как всякая высокая любовь,- чувство, которые бесконечно обогащает душу


Гуманисты Возрождения утверждали, что реальность - самый человек, а не ий прозвище или какой-либо искусственно наклеенный ярлык ( согласно происхождению или месту в обществе). В самый раз в самом человеке - ее положительные качества и недостатки, все же другое, включая семейные пересказы и родственные обязанности,- второстепенное. «Что есть Монтекки?» - размышляет тринадцатилетняя Джулье-Тта, которая благодаря своему чувству, поднялась к пониманию важных, неминуемых истин.- Разве так зовут//Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?».


Любовь Ромео и Джульетти - неудержимое, чистое и героическое - длится лишь несколько дней. Власть и сила не на боку влюбленных, а на боку старых форм жизни, где судьбу человека обусловливают не чувство, а деньги, залог, фальшивые понятия о чести семьи. Но, несмотря на то, что герои гибнут, в трагедии торжествуют свет и правда, добро и любовь


В героях произведений Г. Сервантеса и В. Шекспира мы усматриваем черты, присущие эпохе Возрождения. Герои действуют в полном соответствии с собственными представлениями об истине, отвечая за каждый свой поступок, соответствующим образом реагируя на противодействие вражеского им мира


В борьбе за утверждения идеала жизни принуждает их одолевать множество препятствий. Это люди деятельные и активные, что имеют гуманное мышление, а это уже черты новой, сравнительно с предыдущей эпохой, человека - истинного героя Возрождения



О героях произведений Г. Сервантеса и В. Шекспира

Комментариев нет:

Отправить комментарий