Образ Чiпки. В центрi романа обид Чiпки – крестьянина бунтаря, неутомимого искателя правды, который в конце концов зiйшов на кривую тропу борьбы i стал "пропащей силой".
С Чiпкою мы знакомимся уже на первых сторiнках произведения. Это широкоплечий двадцятирiчний парень, с острыми карими глазами, длиннолицым лицом, одетый в бiлу вышитую рубашку и простую свиту, накинутую наопашки. На головi у него высокая решетилiвська шапка. И авторы не удовлетворяются зовнiшнiми признаками в змалюваннi портрета, как это свойственно µх сучасниковi 1. Нечую-Левицкому. Они находят i такi черты, которые раскрывают соцiальний залог персонажа ("Не богатого рода! - говорила простая свита"), передают якостi его характера ("Таких парубкiв часто и густо можно зустрiти по нашим хуторам и селам. Одно тiльки у него незаурядное - очень пылкий взгляд, быстрый, как молния. Им свiтилася какая-то необыкновенная смiливiсть i духовая мiць, вместе с какой-то хищной тоской...").
А далi подробно зъясовуиться формирование характера героя, нарастание его протеста против порабощения человека. Сын зневаженоµ селянки-бiднячки. Чiпка зростаи в бедности, в атмосферi недоброзичливостi i ворожостi. Тiльки бабусинi сказки расширяли кругозiр мальчика, принуждали его призадуматься, вызвали у него временами далеко не дитячi вопрос. Уже в дитинствi, когда Чiпку за впертiсть прогнал багатiй Бородай, вiн "понiс в серцi гiрке чувство ненавистi на судьбу, которая подiлила людей на хазяµна и робiтника..."
Уязвимая душа и любознательный ум ускоряют визрiвання Чiпки. Его хорошо, горячее сердце, разбуженное увиденным или услышанным, долго не могло заспокоµтися. Розповiдi дiда Власа прет крiпацьку неволю, в частности о несчастливой судьбе отца, трудным камнем придавили душа Чiпки. Скiльки вiн передумал, перестрадал в тi днi, аж на виде змiнився.
Каждый с етапiв жизнь героя выразительно постаи перед нами благодаря майстерностi авторiв в розкриттi его внутрiшнього свiту. Так, большой силой емоцiйноµ наснаженостi, психологiчною переконливiстю позначенi раздумья Чiпки в связи с несправедливым вiдбиранням землi. Рiзкi переходы вiд сподiвань жить счастливо на своиму добрi к гiрких отчаянных настроµв, к болiсних мыслей о несправедливости, которая "основала цiлий свiт", о бедствии, из сетей которого не вырваться трудiвниковi, горячечный разговор с самым собой в трудную бессонную нiч, когда зримо постала неправда в свiтi сильных, раскрывают чесну, мятущуюся душу парня. Поэтому й поразила несправедливость прямо в сердце Чiпки, когда за право работать на своµй землi чиновник с цинiчною вiдвертiстю вимагаи взятки
Именно в этот миг Чiпка потерял не только ниву, а и вiру в справедливiсть. В него серцi снова закипiла ненависть, но, к сожалению, не тiльки к гнобителiв и µх прислужникiв, а ко всiх людей. Это тот психологiчний момент, который проливаи свiтло на дальше, часто слiпе бунтарство зневаженоµ, обiкраденоµ человека: - А все люди, все люди... Они у меня и отца одняли, людоµди; они меня еще сызмала ненавидiли - с iграшок прогонили, шли мимо дом, одхрещувались..."
Свои горе, черную безнадiю Чiпка починаи топить в чарцi. А вiд попойки уже прямой шаг к грабежу. В романi глубоко мотивируются злочиннi дiµ парня. Болi змученоµ душi, кричащая соцiальна несправедливiсть - вот что толкнуло вчерашнего хлiбороба, счастливого своию работой, на путь грабiжництва. Чiпка вважаи цi поступки вiдбиранням своего же добрая, жривласненого iншими, более богатыми, сильнiшими, рiвнянням багатiµв з бiдняками.
К речi, это тi черты в характерi Чiпки, в него поведiнцi, якi передают iстотне в дiях его життивого прототипа. Афанасий Мирный, розповiдаючи в нарисi "Подорiжжя от Полтавы к Гадячого" о розбiйництво Гнидки, указывал, что со временем в народнiй уявi останется соцiальна основа этого разбойничества, i Гнидка станет рядом с "Гаркушей, Засориним i iншими разбойниками нiслягайдамацькоµ поры, котрi прославились по всiй Украµнi, яко боронителi убогих i бесталанных од заздростi и пригнiту богатых i счастливых".
Стремление ломоты насильникам еще бiльше поглиблюиться в Чiпки пiсля истязание его экзекуторами в день подавления крестьянского бунта. Гнiвнi слова злiтають с него уст, звучат в них i бiль, i грiзне предостережение угнетателям: "За тi слезы, за ту кровь, которая сьогоднi невинно пролито... будут они довiку мучиться, в суд мордоваться!.." Неудержимым чувством нпавистi к панству Чiпка близкий к шевченкiвських нротiстатiв i месникiв.
Выдающимся достижением реалiзму авторiв романа и правдивое художественные обобщения буржуазно-помiщицьких порядкiв, пiднрiслення гнобительськоµ сутi всего суспiльного порядка царськоµ Росiµ. Раздумывая i над личной недолей, i над всенародным бедствием. Чiпка все бiльше усвiдомлюи соцiальнi коренi несправедливостi. Для него стаи очевидным, что на трудiвника "налегли" i господин, пiп, кабатчик, i "свiй брат-богатырь", что "всiм бажаиться жоµздити" на шиµ обездоленого крестьянина
На некоторое время, в частности пiд влиянием лихого "общества" с дисласоваких елементiв. Чiпка опустился на самое дно жизни, гiрко обидел своµми поступками матiр. Однако хорошо в него натурi смогло взятх верх, смогло победить. Вiн нашел в собi силы извиниться матiр, возвратить µµ в рiдну дом. Женившись с Галею, Чiпка нiжно любит µµ, поважаи матiр, ревностно працюи в господарствi, искренне и бескорыстно допомагаи всiм, кто звертаиться к нему за пiдтримкою. Его "суровая натура, закаленная давнiм нищим жжттям, мягчила: вiн теперь соромивм своего давнего безпрока, тiиµ кривоµ тропы, которой вiн думал дiйти к счастью".
Когда пiшли разговоры о земстве, о выборах гласных, Чiпка, несмотря на то, что залоговый Дмитренко советовал виiирати панiв, закликаи общину защищать своµ iнтереси, "а не даваться снова господам в руки". Среди iнших гласных вiд селям Чiпка видiлявся гражданской мужнiстю, стремлением вiдстоювати права трудящихся. Поэтому крестьяне-гласнi наперекор волi дворян и чиновникiв избирают его членом повiтовоµ земськоµ управы. И господа все сделали, чтобы "очистить" своµ ряды вiд "мужика", i Чiпку приказом губернатора было выведено с управы " по неблагонадежности".
Болезненная несправедливость, которая снова упала, как грiм среди ясного нiба, на Чiпчину главу, вiдверта, кричащая несправедливiсть i были тем останнiм толчком, который сломал жизнь правдоискателя, зiпхнув его на тропу слiпоµ мести. Крестьянин вiдчув на собi, еще господская "правда" гiрше крадiжки, разбоя. Не найдя справедливостi i выше. Чiпка стал мстить без разбора, бить направо и налiво, бить наослiп. Грабежи, убийства сводят нанiвець его протест, кровь утерянных жертв, смерть нi в чем невиновных людей неисправимым тавром заплямовують Чiпку. Собственно, вiн из правдоискателя превратился в обычного кримiнального преступника
В оцiнцi морального падiння Чiпки авторы выходили с поаяцiй народноµ моралi, руководствовались теми критерiями, что хорошо всегда прекрасное, а зло - безобразное, отвратительное, безобразное, кто бы йоге не совершил. Когда Чiпка ради "легкого хлiба", ради горiлки стал грабить i убивать, то этим его дiям не может быть некоторых iнших оцiнок, крiм безоговорочного осуждения
Все развитие сюжета пiдводить нас к идино правильного вывода, который найблагороднiшi порывы перечеркиваются злечином. Невмiння найти справжнi пути борьбы против гнобителiв i кривдникiв, "кривая тропа" бунтарства i сделали Чiпку "пропащей силой".
В центрi романа обид Чiпки крестьянина бунтаря
Комментариев нет:
Отправить комментарий