В «первом жмутку» Поэт рассказывает о своей весенней любви, которой с течением времени сгорело и превратилось на золу. «Первой жмуток» вызывает ассоциации осени, начала конца, умирание цветущей природы. Осенью доминирующими цветами можно считать желтый и красный, поэтому не удивительно, что почти в каждой поэзии этого «жмутку» имеющиеся эти цвета. Желтый - это цвет отдаленного солнца, которое проливает свой благодатный лучи в непроницаемую тьму. Этот цвет содержит много противоречий, потому что вместе с животворным солнцем он несет в себе отлет в вечность завядшего листвы, а следовательно, и символизирует приближение срока смерти и загробного жизни. Также желтый цвет полагает цветом божевилень и сумасшествия. Красный цвет в свою очередь символизирует активное мужское начало, это цвет жизни, огня, войны, энергии, страсти, любовь, жизненной и физической силы, здоровье, молодости. С самого начала мы видим раздвоенность, противоречивость двух стихий: жизнь и смерти
Свой сборник поэт открыл вирпием-запением, построенному на сравнимые поэзии с огнем, который соединяется с традиционным для литературы и народной песенности метафорическим уподоблением любовных чувств и переживаний к незатухающему костру. Однако метафора Франко отмечается оригинальностью: картина пламени тонко раскрывает непостоянную гамму переживаний внутреннего залога лирического героя:
- По длинному, трудном отупении Снова трескает волна песен, Будто из-под пепла вместе Языками блимне огень Что счастьем, покоем казалось, То пепла теплый слой; Под ней жажды и любви Не угасшая еще искра живая. Не угасшая еще, тлила, растравлялась Помимо слез моих росы; И ветер повеял и пепел развеял Теперь ты огонь тот потуши!
Дале поэт припоминает свою весеннюю любовь, может, сам огонь навевает эти воспоминания, в этот момент певец ощущает себя «сильным», «свобидним», «веселым», «искренним», «кротким», какая-то странная легкость ощущается благодаря этим эпитетам. Легкость длится недолго, в противоположность ей становятся такие метафорические словосочетания как «жалостная тоска», « дрожание нервное», «взгляд отчаяния», «холодная тревога», «боль немая», теперь мы видим, что безысходность реальности не дает покоя лирическому герою:
- Слышит сердце, которая проигранная Ставка уже не воротит снова… Что-то щемит в душе, будто рана: Сие блидая, горем пьяная, Безнадийная любов.
Красный цвет любовь объединяется с бледным цветом смерти. Неужели любовь такое близкое к смерти? Герой считает, что так, и, чтобы рассказать любимой, как он ее любит, снова обращается к образу огня:
- Как тот огонь, который враз и греет и пожирает, Как смерть, которая забива и от мучений освобождает,
Так, красавице, и я тебя люблю. Но возлюбленная говорит: «Не надейся ничего!». Эти страшные слова предопределяют появление образа ада и злой горячки. Таким образом, символика огня в своей разрушающей фазе доходит апогея и сливается из образомсмерти.
Символика огня в сборнике и. Франко «Завядшая листва»
Комментариев нет:
Отправить комментарий