вторник, 20 января 2015 г.

Правозащитное мировоззрение поэта (за поэзией Василия Симоненко «Ты знаешь, что ты — человек»)

Стих «Ты знаешь, что ты — человек» входит в последний прижизненный сборник поэта «Земное тяготение» (1964). К нее вошли такие достижения поетово го таланта, как «Засматриваюсь в твои зрачки», «Лебеде материнства», «Развели нас дороги пасмурные», «Земля родная! Мозг мой свитлие...», «Ну скажи — разве не фан тастично...».


Ты знаешь, что ты — человек


Ты знаешь об этом или нет?


Улыбка твоя — единая,


Мучение твоя — единая,


Глаза твои — одни. Как много вкладывает Симоненко в слово «человек»! Это не биологическое понятие, а высокая обязанность и цель. Не каждый осознает это. Между «просто жизнью» и жизнью сознательным — большое различие. Подвиг, качество жизни, внутреннее гли бина, красота души не возникают в человеке автоматически. Не зависят они и от случая. Это — результат цилеспрямованихзусиль.


Что же означает «единая» улыбка? Поэт призывает к эгоистическому стверд ження человеком своей уникальнооти? К уникальности, но ответственной


не имею права на животное существование. Моя задача — выяснить свое прекращение и действовать согласно нему. Поэтому и «единая» мое мучение, потому что я сам имею ее пе-иживати:


Больше тебя не будет быть


Завера на этой земле


Другие будут ходить люди,


Другие любить муть люди —


Добрые, ласковые ее злые


Сегодня все для тебя —


Озера, рощи, степи


И жить спешить надо,


Любить спешить надо


Гляди же не проспи! Как ке похожие эти слова на завещание тех же буддистов, которые учат, что для внутренней гармонии надо убегать от мира из него волнениями


От общечеловеческого В. Симоненко переходит к национальному. Это завещание поклонения жизни, цинування жизни отвечает глубоким основам украинского мышления


Доведем это примерами. Феофан Прокопович — один из наиболее интересных цер-ипишиих деятелей "Украины. Лишь бы получить вищу образование, он принимает католицизм. . ииииичаеться в Риме, постигает наквищи достижения западной мысли. Путешествуя

На первый взгляд — истинный «флюгер»: держит «нос за ветром» и повершиться за ним без лишнего скрипа. С другой стороны, своей работой и книгами Прович обогатил украинскую культуру. Может, в то время не было других путей «бить это?


Большинство приверженцев развития Украины была поставлена вне закона. иип имели права официально работать в пользу нашего народа Иван Мазепа, Пи-Аний Орлик и много других. Поэтому они шли на определенные жертвы, лишь бы остаться лить и сделать больше для своего народа. Подобной мысли соблюдался и Мико-иии Волновой, когда говорил: «Бывают случаи, хотя и довольно редкие, когда смерть им. иуговуе на оправдание. И смерть твоя... должна быть позарез цилеспрямова-ии и и в самый раз мы... должны жить. Жить и дело делать. Позарез жить. За всякую цену и п ей».


ииичайно же, надо предостеречь читателя от буквального понимания этих слов. V пастей время наберется многому тех, кто живет только для того, чтобы жить, только и ни нласних наслаждений. Если я знаю, что я — человек, то должен найти достойное при-ъ" гиення своей жизни. Не знаю, полностью ли правые те, кто утверждает, что для "ииОГО это назначения свое. Наверное, таки ни. Только мотивы служения другим, " г. ки планы, направленные в вечность могут быть признанные наилучшими. Это не-ъ - и "иъти вопрос, но их надо решать каждому з нас


Почему это мировоззрение названо правозащитным? Потому что, не ставя перед ъшиной высоких целей, мы ограничиваем ее существование удовлетворением чисто физичци. нужд. Тем самым мы не уважаем ее, а это — тяжелое нарушение ее прав 111/(посту. Показать человеку, что она предназначена для наивысшего полета —- такая ее ни ка Симоненко:


Потому что ты на земле — человек


И хочешь того или нет —


Улыбка твоя — единая,


Мучение твоя — единая


Глаза твои — одни. .



Правозащитное мировоззрение поэта (за поэзией Василия Симоненко «Ты знаешь, что ты — человек»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий