вторник, 20 января 2015 г.

"Дневник" О. Довженко — документ времена (1 вариант)

Хорошо, учителю, ты небосклоны поднял нам человеческого стремлиння,


Хорошо, что ты нас на крылья взял в доверии своему,


Хорошо, что ты нас взволновал красотой большого сердца,


Хорошо, что ты в наши руки положил неожиданно Землю...


Г. Винграновский


Писательские дневники — это особый и своеобразный жанр литературы, в котором перед читателем раскрывается неординарная личность художника, его сокровенные мысли, творческие замыслы, переживание, отдельные эпизоды его биографии


Александр Довженко — единственный художник, который при условиях тоталитарного времени получил на самом деле мировую славу, имя которого входит во все энциклопедии, антологии мирового киноискусства. Но этот творец прожил совсем нетипичную жизнь, вынужден был отказаться от своих убеждений под давкой ЧК, должен был создавать антиисторические произведения. Та правда его искусства прорывалась сквозь все запреты и цензуры


"Украина в огне" и "Дневник" Александра Довженко розкрили перед читателем всю глубину страдания большого художника в период тягчайших для Украины испытаний. Слова писателя об " земле-полонянку", "одвичну мою полонянку", "невдашну нашу историю" отображают осознание реального залога вещей в стране. И действительно, в то время можно было высказывать такие мысли только в своем дневнике, да и то следовало бы остерегаться


Мы не можем полностью познакомиться с текстом "Дневника" нашего украинского киномитця, поскольку он находится в московском архиве и был закрыт даже для научных работников до 2004 года. И надеемся, что теперь читатель сможет с ним ознакомиться полностью.


Чему же и до сих пор записи Александра Довженко такие опасные для официальной власти, почему мы не можем их читать свободно? А потому что "Дневник" — страшный документ времени, когда художник все время вынужденный был озираться: не сказал ли я ничего лишнего? Вспомним, например, как уже во время творческого взлета Довженко испытает сокрушительного разгрома, как 31 января 1944 года состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б) с такой повесткой дня: " Об антиленинских ошибках и националистических отклонениях в киноповести О. Довженко "Украина в огне". На это заседание был приглашен автор, который услышал о себе, что он "кулаческий пидспивувач", "откровенный националист" и от него останется "мокрое место". И, в конце концов, вывод: "Украина в огне" — платформа узкого, ограниченного украинского национализма. Вражеского ленинизма, вражеского политике нашей партии и интересам украинского и всего советского народа". Художник писал в то время: " Господи, пошли мне силы!". Остается удивляться и радоваться, что художника тогда не расстреляли, как многих других, чье восприятие действительности шло в разрез с официальной доктриной. То достоинство его старались принизить, его было лишено внутреннее равновесие, и почти вся жизнь писатель не мог вернуться в Украину


В записях дневника мы видим также глубокую оценку Второй мировой войны: "На украинских полях и селах в огне и пламени решается судьба человечества, решается исполинская проблема мировой гегемонии, решается судьба человечества на нашей недоле. Такая несчастливая земля наша. Такая наша судьба несчастливая." Эта запись было сделано 5 апреля 1942 года, а через десять дней писатель записал: "Свите мой убогий! Покажи мне, где на тебе пролилось еще столько крови, как у нас на Украине! Нет второй Украины! Нет!" Художник с присущей ему прозорливостью может не только эмоционально сопереживать судьбы своей страны, но и осознавать четко политическую ситуацию в стране, глубоко ее анализировать


В творчестве Олександрови Довженко не судилось быть полностью свободным, потому что этого не позволила ему эпоха тоталитаризма, а в своему "Дневнике" он мог компенсировать недостаточность свободы слова, вылить наболевшее со своей чувствительной души


"Дневник" Александра Довженко — это истинное откровение мыслящего человека, который не мог не видеть, какая правда скрывается за лакированными лживыми лозунгами. Вот несколько цитат из произведения: "Богатое государство, которое образовывают бедные люди, — абсурд! Государство не может строить свое благосостояние на бедности и обдертости своих граждан"; "Будут мстит украинскому народа следователи с трибуналами, будут мстит всему народа. Уже мстят"; "Я не хочу жить лучше своего народа, я не могу и не хочу жить и видеть уничтожение, издыхание моего народа".


Писатель, понимает исключительную роль художника в сложной украинской действительности, но и ощущает, что говорить правду в условиях тотального угнетения мысли невозможно. Поэтому он пишет в дневнике: "Если выбирать между красотой и правдой, я выбираю красоту. В ней больше глубокой истины, чем в одной лишь голой правде. Истинное то, что прекрасное".


и истинной болью преисполненные такие строки, которые поражают читателя глубиной страдания и задавленности художника: "Сегодня годовщина моей смерти


Тридцать первого января 1944 года меня было привезено в Кремль. Там меня было порублено на тряпье и окривавлени части моей души было розкидано на позор и талую на всех сборищах. Все, что было злого, нехорошего, мстительного, все топтало и сквернило меня


Я держался год и упал. Мое сердце не выдержало бремени неправды и зла".


Но художника не могли сломать вранье, клеветы и трибуналы, он должен был жить и создавать ради своего народа, он умов это и в 1945 году написал: "...Я не Хрущову принадлежу. Я не его прикреплен. И не Украине одной я принадлежу. Я принадлежу человечеству как художник и ему я служу, а не конъюнктурным наместникам Украины моей и ее лизоблюдам и гайдукам пьяненьким. Искусство мое — искусство всемирное. Буду создавать в нем, сколько хватит сил и таланта. Буду, хочу жить добром и любовью к человечеству".


Можно еще долго странствовать страницами "Дневника" Александра Довженко, но мы поняли одно и, как мне кажется, самое главное: художника не может уничтожить давка извне, потому что сила и правда искусства вечные, и история возвратила нам Довженко в усий его правдивости



"Дневник" О. Довженко — документ времена (1 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий