Г. Ф. Квитка-Основьяненко - зачинатель новой украинской прозы. Писатель одним из первых в Украине начал писать на народном языке не только о смешном, а и о серьезном. Это было актом исторического значения, который довел зрелость и художественное совершенство украинского языка. Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу во время ее национального возрождения. Произведения писателя никого не оставляли равнодушным. Простых людей эти произведения захватывали к слезам, потому что повествовали об их жизни, рассказанных к тому же правдиво, с сочувствием. Один из ярчайших произведений художника - повесть «Маруся» в которой мастерски обрисован крестьянский быт, украинские обряды и обычаи, воплощены мировоззренческие представления и психологию украинского крестьянина. Цветок идеализировал своего героя согласно народному пониманию. Наум Дрот - трудолюбивый, мудрый, набожный, честный, соблюдался всех народных обрядов и обычаев. Лишь благодаря чеснйй работы, набожности и соблюдений норм, морали этот крепостной стал зажиточным и счастливым
В такому же добродетельном духе воспитался Наум и свою дочь Марусю. Портрет Маруси основывается на народнописенних источниках, она может быть идеалом украинской девушки. Характер героини тихий, радушный, она вежливая, спокойная, а превыше всего - трудолюбивая «ко всякому делу неусыпная». Хоть и дочь зажиточных людей «Она и с отцом в поле или собирать, или жать», и возле коровы цораеться и в доме уберет. Все ее жизнь у работы
В ее духовном миру самое важное - чувство. Это она «веселенькая, как весенняя звездочка», а то уже «невеселая, будто в воду опущенная». Грезься очень чувствительная, что-нибудь - уже и слезы, вся в свете переживаний. Полюбилась эта девушка Василия с первой точки зрения, но глубоко, навсегда. В поведении своей с парнем Маруся благородная, внимательная. В разлуке с Василием она целует и прикладывает к сердцу подаренные нимгоришки.
Поведение Маруси имеет фольклорную основу: она краснеет, « как калина», голос девушки, как сопилонька, а слезинок, как росочка на цветочке. Народнописенна и язык этой нарядной, работящей девушки: «Таточку, голубчику, соколику лебедику! Матушка моя риднесенька!». Идеальной девушке - идеальная пара. Таким и есть Василий: «хороший, русый…, уси казацкие, глаза веселенькие, как звездочки…; жупан на нем синий и китайчатая юпка, поясом из аглицькой каламайки подпоясанный, в тяжи новых штанах, сапоги добрые, шкапови с подковами». Характером парень честный, скромный, искренний в чувствах, добрый, трудолюбивый, умный. А что уже остроумный: «на россказни, на прикладки - впереди всех: только его и слышать, от него весь хохот идет». И к танцам, и к разговорам, и к работе - ко всему др вдатний. Источника повести - это действительность украинского села и народное творчество
Квитка-Основьяненко подробно описал повседневные хлопоты крестьян: заботы о земле и хозяйстве, одежда и блюда, мастерство и любовь к домашнему огнищу
В Пасхальной корзине Маруси есть и пояса, и баранець пасхальные яйца, который подчеркивает в ней добрую хозяйку. Автор детально знакомит читателей с обрядностью Слобожанщины, изображая сватанье, свадьба, поховальний обряд с причитанием. Образ жизни крестьян определял их поведение. Люди соблюдаются морально-этических норм поведения, каждому не безразлично то, «что скажут люди».
С блеском Квитка подчеркнул, что основным условием жизни крестьянства была работа, потому что именно она давала жизнь и присущая на миру. Работа и набожность дают силы Наумови и Насти и дальше жить, когда, кажется, потеряли все по самой высокой цене со смертью Маруси. Они невсипущо работают, раздавая результаты своих трудов на церковь и на старцев божьих. Героев повести писатель нашел среди простых тружеников, образа их «писаные с натуры без любого украшения». Так мог написать только большой знаток народного жизни. Повесть «Маруся» очаровывала, современников Квитки именно змалюванням народного жизни Украины « с ее поэтической природой, с ее поэтической жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями и представляет всю привлекательность, всю поэтическую обворожительность повести, как отметил В. Белинский. Для потомков Г. Ф. Квитка-Основьяненко оставил в наследство большое сокровище - энциклопедию жизни слободского края - повесть «Маруся».
Изображение быта в повести Г. Ф. Цветки-Основъяненка «Маруся»
Комментариев нет:
Отправить комментарий