"Маруся" — повесть, которая за своими философскими мотивами и литературными признаками принадлежит к сентиментализму, литературному течению, которое властвовало в конце XVIII — начала XIX столетие. После длительных времен классицизма и рационализма искусство снова обратилось к чувствам, доказывая ценность обычного жизни и счастья. Чистые чувства писатели и поэты искали у представителей народа, типичными тогда полагали крестьяне. Вместе с тем появилось любопытство к фольклору, этнографии, народного быта. Все эти черты присущие повести "Маруся".
Автор разворачивает трагическую историю невоплощенного любви на фоне старательно обрисованного крестьянского быта
Простой дом, в которых жили тысячи семейств, подобный семейству Проводов, повседневные хлопоты, тяжелая работа не заступают чистых и глубоких чувств — неожиданного большого любви, верности, заботы о родных (ведь в Маруси больна иметь, которая веселишае, смотря на веселую, проворную, работящую дочь).
С любовью останавливается Г. Квитка-Основьяненко на найдрибниших деталях стародавнего быта. Так девушки одевались, так украшали рубашки, такие ленты в них были... Подробно и детально обрисованы народные обряды: помолвка, вечерницы, свадьба. Ничего не пропустил писатель! Он рассказал, как сватают, как вбирают молодых, какие песни поют, какие танцы танцуют. И к народной традиционной символике добавляется интимная, личная: те ленты, черная или красная, которые привязывает к венку Маруся. А одежда крестьян описана с такой обстоятельностью, которая сейчас можно изготовить подобный только по рассказу писателя. Он очень хорошо знает то, о чем с любовью пишет, для него нет мелочей. Праздничный наряд Маруси помогает увидеть нежную, хрупкую, чуткую, работящую девушку. В те времена девушки должны были самые прясть, ткать, шить и вышивать рубашки. Вот какая одежда на Марусе: "Рубашка на ней беленькая, тоненькая, самая пряла и пишний рукава самая вышивала красными нитями... Запаска шелковая, морева: каламайковий пояс... чулочки сини, суконные, и красные черевички".
Но не только народные традиции, но и реалии того времени не обминает в повести Г. Квитка-Основьяненко. Первое сватанье Василия к Марусе несчастливое, хотя они любят друг друга. Василий — сирота, а это в николаевских времена означало, что его отдадут в солдаты на двадцать пять лет. Отец Маруси не может не думать о том, как будет жить его дочь без мужчины: "Ни женщина, ни вдова; конечно, как солдаток уважают... Скот растащат, кто ее защитить? Диточки без ухода, без науки, в бедности без всего умрут..." Василий сумел заработать денег, чтобы нанять вместо себя человека, посватался за Марусю еще раз. Родители согласились, но по законам сентиментальной литературы счастья героям не дается. Маруся простудила во время ливня в бору возле озера, там, где они встречались с Василием. Девушки умерший
Страницы, которые посвящены похоронам Маруси, найпроникливиши в повести. Детальное, с мелкими подробностями змалювання народных обычаев и обрядов на этот раз помогает писателю передать трагизм гибели молодого жизни и большого любви. Умершую к свадьбе девушку одевают в свадебную одежду, назначают, как на свадьбу, дружок, свитилок, боярив. Приданое раздают бедным людям. Когда везут гроб к церкви, впереди идет свитилка, дальше, как в свадебном поезде, госте, но вместо супруг — покойница
Повесть "Маруся" заканчивается смертью героев, но оба они надеются на встрече "... и будешь ты моей, когда не на семь миру, так на том!". Этого требовали законы сентиментального жанра. Но глубокое знание народного быта, истинного крестьянского жизни, любовь к Украине, ее обычаям и традициям помогли автору создать повесть, которая отличается истинными чертами реализма. И сейчас с большим любопытством читаем мы "Марусю", желая знать, как жили и любили, работали и отдыхали наши не такие уже и далекие предки
Изображение жизни и быта украинского крестьянства в повести Г. Цветки-Основъяненка "Маруся"
Комментариев нет:
Отправить комментарий