суббота, 21 марта 2015 г.

Идея общественного долга в новелле Михаила Коцюбинского "Intermezzo"

Идея общественного долга в новелле Михаила Коцюбинского "иntermezzo"


Посвящаю кононивськимполям.


/ Г. Коцюбинский /


"иntermezzo" в переводе из итальянской означает "перерыв". И не удивительно, что даже природа, которая со временем волшебной музыкантом зазвучит в "иntermezzo", сначала вызывает в писателя почти сразу. Впечатление от прекрасной кононивськой природы легли в основу "иntermezzo". В начале произведения атмосфера пасмурная. Лирический герой, как и Коцюбинский, изможденный тяжелой работой, общественными делами, борьбой, которую ему приходится вести, чтобы предотвратить человеческий горе. И вот он оказывается за городом, среди природы и впервые замечает: "Ах, как всего много: неба, солнца, веселой зелени". Красота мира еще существует независимо от героя, она будто противостоит ему: "На небе солнце - среди нив я", - делает замечание он. Но постепенно прогулки в поле, созерцание загадочного и волшебного мира природы восстанавливают его силы. Запахи, голоса, цвета природы все больше внедряются в душе героя, заполняют мажорным, оптимистичным настроением: " Полные уши имею того странного гула поля, того шелеста шелка, того бездумного, как текучая вода, пересыпка зерна. Это полнолуния глаза сияния солнца..." Солнце меняет не только настроение героя, оно просачивается в глубину его серця, переполняет все его естество, предоставляет какого-то другого содержания его бытию. Наблюдая картину заката солнца, писатель тонко высказывает эту мысль: "...солнце, желательный гость, - и когда ты отходишь, я хватаюсь за тебя. Ловлю последний луч по тучам, продолжаю тебя в огне, в лампе, в фейерверках, собираю из цветков, из смеха ребенка, из глаз возлюбленной. Когда же ты гаснешь и убегаешь от меня - твое подобие, даю наймення ей "идеал" и прячу в сердце. И он мне светит".


"Усталость", что сперва целиком завладела героем, постепенно отступает под давкой жизнеутверждающих сил природы. Она еще временами напоминает о себе да и снова уступит местом солнцу, его всепобеждающей походке. И уже в конце новеллы, упоминая о солнце и жайворонкив, шелковая накипь полей и кукушку, лирический герой заметит: "Твое печальное "ку-ку" всплывало, как слезы по плакучей березе, и сливало мою усталость". Отдых возвращает ему силы


В центре новеллы - конфликты между нормальным и ненормальным психическим состоянием, граница, за которую вот-вот должен перейти психика героя. И даже отчасти переходит, когда его начинают ужасать тень от человека, пустая вечерняя комната, где все воспринимается, как галлюцинации. Его ужасает и собственный залог равнодушия к человеческому горю, к тем двадцати повешенных, весть о которое он заел сливой. "Вы видите, я даже не краснею...", то есть "вы видите, к чему я дошел", - говорит герой. Но герой не отказывается от борьбы, он хочет лишь перерыва


Итак, тема произведения - это художник и общество, а именно: философсько - психологическая проблема - художник в критической экстремальной ситуации, которая сложилась вследствие тех социальных условий, которые образовались после поражения первой российской революции


У Коцюбинского гармонично соединились две силы - с одной стороны, гражданские долги к "темной стране", со второго - прирожденная мягкость и пассивность натуры, мечтательный наклон к красоте - служат за вечный источник раздвоения в душе самого поэта



Идея общественного долга в новелле Михаила Коцюбинского "Intermezzo"

Комментариев нет:

Отправить комментарий