суббота, 21 марта 2015 г.

Или можно построить свое счастье на чужой беде? (за драмой и. Франко "Украденное счастье")

Или можно построить свое счастье на чужом страдании? Или можно "украсть свое счастье"? Такие вопросы стоят перед героями драмы и. Франко "Украденное счастье".


Пьеса на пять действий "Украденное счастье" занимает в оригинальном драматургическом наследстве и. Франко центральное место. Она была написана 1891 года, но на протяжении двух следующих лет несколько раз перерабатывалась, потому что реакционная критика не допускала ее к постановки на сцене. Тему и сюжетную схему произведения подсказала писателю народная "Песня о Шандаря". За скупыми строками песни Франко увидел глубокую человеческую драму, рожденную ненормальными условиями общественной жизни. Не менее важной есть проблема морального выбора человека между несправедливостью, взлом ("украденным счастьем") и горькой правдой, которая делала несчастной душа


Вскоре после премьеры в газете "Львовский курьер" появилась статья, в которой драма "Украденное счастье" была высоко оцененная. В частности писалось: " Его пьеса — то не идиллия народа, витворена только умом, не сладенькая фантастическая вещь, то вещь, созданная на реальном фоне, а главное ее качество — глубокие знания народа, правда, которую так редко найдем в так называемых "народных" пьесах". К народной основе добавилась также и личная драма и. Франко. Писатель был влюблен в Ольгу Рошкевич, дочь священника


В письме к А. Крымского те события и. Франко описывал так: "Наша любовь тянулась 10 лет, родители сразу были благосклонны ко мне, надеясь, что я сделаю блестящую карьеру, но по моим процессе 1878-1879 pp. запретили мне бывать в своим доме, а в 1880 году принудили панну выйти замуж за другого... А был для меня трудный удар". Скупые слова, по которым стояла глубокая драма. Эта любовь осталась в сердце Франко на всю жизнь. Идеал не перестает быть идеалом, даже когда его теряют. Франко будет писать о женщинах в своих произведениях, а душой будет ощущать присутствие Ольги. Когда чувство брало гору над умом, все женщины становились похожими на нее. Для него она будет Анною в "Украденном счастье".


Еще девушкой полюбила Анна Михаила, сельского мальчика, и присягнула, что лучше пойдет в могилу, чем выйдет за кого другого. Но братья разъединили ее с Михаилом, с помощью старосты отдалили его в солдаты, а потом подделали письма, в котором будто бы сообщалось, что Михаил погиб в Боснии. Ради наследства удалили они Анну за безропотного и бедного Николая с далекого села. "Сей покорный наймит еще и советов, что что-нибудь достал" за женой. Он любил Анну, и она постепенно привыкла со своей судьбой. Одно ее огорчало, что не было в них с Николаем детей. Казалось, что это было волеизъявлением какой-то высшей силы, которая подготовила женщине в жизни сложные испытания


Вскоре Анна узнает, что Михаил живой. Он не винил ее, что не дождалась. Однако сам "продал грунт и дом и вступил к жандармам". Сердце Анни предчувствует что-то нехорошо: и одного вечера ее мужчина поворачивается домой весь в крови. Он рассказывает женщине, что его побил войт палкой за то, что он продал "пару тех глупых поленьев". В скором времени появляется и Михаил. Он видит исцарапанного Николая и расспрашивает его о причине. Николай говорит, что упал


Так постепенно завязывается конфликт пьесы. Перед нами классический любовный треугольник: Николай, Михаил и Анна. Михаил любил Анну, она любила его, но должна была соблюдаться своих обязанностей. Была семья с налаженным бытом, который создавал видимость благополучия, уюта. А с другой стороны была любовь, которой жило в ней всегда, которое принуждало сердце биться в неистовом ритме. Что избрать? Как могла устаивать она, если возлюбленный говорил ей о том, что ощущал после разлуки: "Разве же я не знаю, что ты здесь ничего не виновная, что у тебя не было собственной воли, которые тебя закричали, обманули, замучили? ... Я по целым дням бегал языков одурелый по полю и клял тебя, просил на тебя у Бога тягчайшего наказания, самого страшного бедствия..." Кажется, ситуация в пьесе создается абсурдная. Фактически ничто не связывает Анну с Николаем, кроме общего имущества и обещания в церкви, которая была дана под нажимом братьев. А брать Анну "побивали, за наймичку имели, между людей не пускали, в конце за наймита замуж выпихнули, еще и на приданом обидели". Можно обвинять Анну, что она не могла противостоять этим обстоятельствам. Ведь не была бы она счастливой нет в том случае, когда покорялась воле братьев, ни в том случае, когда пошла против чужой воли. Но то, что было в прошлому, не подлежит обсуждению, потому что просто не существует машины времени


Те же соседи, которые когда-то жалели Анну, потому что она была несчастной и бедной, с такой же упрямством и силой начинают ее судить. Вот, дескать, Николай сидит в тюрьме, а она, то есть Анна, не помогает мужчине, не посещает его. Дают Николаю "благоприятные" советы: "Ой, и вероятно. Мой старик говорил, что будет в рады в том говорить, лишь бы ее при всей общине розгами высеки, най не дает злого примера...". А она не может жить без любимого: "Вся дрожу, а так и кажется, что тона в нем, делаюсь частью его. И нет у меня тогда своей воли, ни своей мысли, ни силы, ни застанови, ничего. Все мне тогда безразлично, все готова отдать ему, бросить в болото, когда он того захочет!" Довольно непонятная вещь — моральные ценности народа


Когда Анну обижали, когда выдавали за немилый, все молчали, никто не был в состоянии помочь. Но теперь она возбуждалась какой-либо одвичний закон, согласно которому женщина должна принадлежать своему мужчине к смерти. Но она сопротивляется — раньше у нее не было силы противостоять, но теперь есть надежная опора — Михаил. С одной стороны, система ценностей, которая оборонялась народом, выполняла очень важные функции — защищала предковичний устройство от новомодных веяний. А с другой стороны, калечила человека, как это произошло с тремя несчастными людьми: Анною, Михаилом и Николаем


Эта ситуация имела простое и законное решения — развод, но герои решают проблему по-своему. Ощутив свою власть, ведь он жандарм, слуга закона, Михаил начал открыто приходить к Анни, даже когда Николай был дома. Он отправлял хозяина спать на ток, а сам оставался в доме, бил его на людях за то, что Николай осмилився плюнуть ему в лицо, выгонял с дома Миколиних гостей. Это было не только "видокрадення своего счастья", это была откровенная месть за годы военной службы, за издевательства и т.п. Зло порождает зло. Когда-то Михаил сам стал жертвой преступных намерений, но это сделало его не мудрым и умным, а обозленным и аморальным


Николай по-своему реагирует на настоящее издевательство: начинает пить, пропивает добро, которое нажил тяжелым трудом. А однажды, ввзяши к вниманию подговаривания соседей, Николай старается выгнать Михаила. Начинается потасовка, которая имела кровавую развязку: Николай зарубавжандарма.


Кажется, лишь на краю пропасти человек понимает истинную цену своих поступков и действий. То самое происходит и с Михаилом. Когда-то он пострадал от несправедливости, но наконец кто-то совершил справедливый суд и над ним. Он обращается к человеку, которое длительное время обижало: "Спасибо тебе! Ты сделал мне прислугу, и я не сержусь на тебя! Я хотел и сам себе такое сделать, и как-то рука не поднялась". На чужой беде своего Счастья не выстроишь


Каждый из героев хотел быть счастливым. Они ошибались, но шли своим путем, который наконец привел их к истины — зло порождает лишь зло



Или можно построить свое счастье на чужой беде? (за драмой и. Франко "Украденное счастье")

Комментариев нет:

Отправить комментарий