вторник, 3 марта 2015 г.

Образ природы в стихах П. Тычины

Волшебная, живописная природа Украины не может оставить равнодушной никакой человека, способный воспринимать прекрасное, а тем более поетив, душа которых открыта для всего тонкого, красивого. Не один стих посвятили они родным вербам, лукам, рекам, и слова эти наполнены искренней любовью к родному краю


Истинным певцом природы был и Павел Тычина, творчество которого было гимном праматери природе, которая исполняет человека силами и надышит на прекрасное. Особое внимание образам родной природы уделяет он в своем первом сборнике "Солнечные кларнеты", которая стала новым мощным словом в украинской литературе. Поэт говорил, казалось бы, о старых, вечные вещи, но звучали эти слова по-новому. Для него неразрывными были связи между природой и музыкантом, ведь поэт еще из детских лет захватывался пениями, хорошо знал и ощущал музыку. Для Тычины мир не просто существует, а двигается в каком-то ритме; все вокруг, и природа в том числе, имеет свою музыку, суголосну с мелодиями вселенной:


Что-то виднеется трать —


Над рекой


Ген неба край —


Якзолото.


Будто золото- исколото,


Горит-Дрожит река,


Якмузика.


Для Тычины, который не мыслил своей жизни без музыки, такие сравнения и ассоциации были естественными, ведь и сборник он назвал "Солнечными кларнетами", создавши образ не просто некоторого физического тела, тепло которого достигает Земли, а животворного, преисполненного светлой энергии небесного светила, которое не просто существует, а живое, и его жизнь, игра его лучей напоминает игру на кларнете. И это не единый пример, когда образ природы ассоциируется с музыкантом, образованной каким-то музыкальным инструментом: "...тополя арфы гнут...", "арфами, арфами — золотыми, гласными обозвались рощи самодзвонними...", "сквозь поточки, как колокольчики".


Природа, как и музыка, суголосна с настроениями лирического героя, она будто живет в предчувствии каких-то изменений, свершений, великихподий.


Именно поэтому, как я думаю, появляется образ весны, потому что для природы это обновления, время лишения всего старика, того, что мешает жить:


Идет весна


Душистая,


Цветами-Жемчугом


Закосичена.


Лирический герой любуется весной, ее прихода ждут все: и поля, и птички, и люди — она молодая и красивая, преисполненная сил и энергии, и именно она принесет такие желанные изменения:


Ой одкрий


Колосья ресниц!


Смех будет, плач будет


Перламутровый...


Иногда кажется, что лирический герой растворяется в природе, живет с ней в одном ритме, проникается ее настроениями, поэтому довольно кротко пригреть солнышку, запеть жаворонку, и человек уже ощущает себя счастливой:


Рощи шумят — я слушаюсь


Хмарки бегут — любуюсь


Любуюсь-Удивляюсь,


Чего души моей таквесело.


Утро и вечер, день и ночь, солнце, хмарки, ветер — все для поэта имеет своя эмоциональная окраска, связанная с каким-то образом, музыкальным ритмом: рассвет — как зайчик, который играется с цветами, день — уверенный, железный, наполненный многими делами, вечер — тихий, суголосний с музыкантом флейты, а ночь — старая бабушка


Когда лирический герой радостный, преисполненный надой, вместе с ним радуется и природа. Однако, когда он начал понимать, что наилучшие мечты так и останутся мечтами, когда в него душа закрадывается тревога, природа также теряет свой покой


Тычина обращается к образам природы даже тогда, когда пишет о любовных переживаниях. Влюбленному кажется, что все вокруг знает о его чувство, что природа помогает ему осмелиться подойти к любимой:


Кохана спит, возлюбленная спит,


Пойди возбуди, целуй ей глаза,


Кохана спит


Природа, как и музыка, действительно занимает важное место в творчестве Павла Тычины



Образ природы в стихах П. Тычины

Комментариев нет:

Отправить комментарий