Волшебная, живописная природа Украины не может оставить равнодушной никакой человека, способный воспринимать прекрасное, а тем более поетив, душа которых открыта для всего тонкого, красивого. Не один стих посвятили они родным вербам, лукам, рекам, и слова эти наполнены искренней любовью к родному краю
Истинным певцом природы был и Павел Тычина, творчество которого было гимном праматери природе, которая исполняет человека силами и надышит на прекрасное. Особое внимание образам родной природы уделяет он в своем первом сборнике "Солнечные кларнеты", которая стала новым мощным словом в украинской литературе. Поэт говорил, казалось бы, о старых, вечные вещи, но звучали эти слова по-новому. Для него неразрывными были связи между природой и музыкантом, ведь поэт еще из детских лет захватывался пениями, хорошо знал и ощущал музыку. Для Тычины мир не просто существует, а двигается в каком-то ритме; все вокруг, и природа в том числе, имеет свою музыку, суголосну с мелодиями вселенной:
Что-то виднеется трать —
Над рекой
Ген неба край —
Якзолото.
Будто золото- исколото,
Горит-Дрожит река,
Якмузика.
Для Тычины, который не мыслил своей жизни без музыки, такие сравнения и ассоциации были естественными, ведь и сборник он назвал "Солнечными кларнетами", создавши образ не просто некоторого физического тела, тепло которого достигает Земли, а животворного, преисполненного светлой энергии небесного светила, которое не просто существует, а живое, и его жизнь, игра его лучей напоминает игру на кларнете. И это не единый пример, когда образ природы ассоциируется с музыкантом, образованной каким-то музыкальным инструментом: "...тополя арфы гнут...", "арфами, арфами — золотыми, гласными обозвались рощи самодзвонними...", "сквозь поточки, как колокольчики".
Природа, как и музыка, суголосна с настроениями лирического героя, она будто живет в предчувствии каких-то изменений, свершений, великихподий.
Именно поэтому, как я думаю, появляется образ весны, потому что для природы это обновления, время лишения всего старика, того, что мешает жить:
Идет весна
Душистая,
Цветами-Жемчугом
Закосичена.
Лирический герой любуется весной, ее прихода ждут все: и поля, и птички, и люди — она молодая и красивая, преисполненная сил и энергии, и именно она принесет такие желанные изменения:
Ой одкрий
Колосья ресниц!
Смех будет, плач будет
Перламутровый...
Иногда кажется, что лирический герой растворяется в природе, живет с ней в одном ритме, проникается ее настроениями, поэтому довольно кротко пригреть солнышку, запеть жаворонку, и человек уже ощущает себя счастливой:
Рощи шумят — я слушаюсь
Хмарки бегут — любуюсь
Любуюсь-Удивляюсь,
Чего души моей таквесело.
Утро и вечер, день и ночь, солнце, хмарки, ветер — все для поэта имеет своя эмоциональная окраска, связанная с каким-то образом, музыкальным ритмом: рассвет — как зайчик, который играется с цветами, день — уверенный, железный, наполненный многими делами, вечер — тихий, суголосний с музыкантом флейты, а ночь — старая бабушка
Когда лирический герой радостный, преисполненный надой, вместе с ним радуется и природа. Однако, когда он начал понимать, что наилучшие мечты так и останутся мечтами, когда в него душа закрадывается тревога, природа также теряет свой покой
Тычина обращается к образам природы даже тогда, когда пишет о любовных переживаниях. Влюбленному кажется, что все вокруг знает о его чувство, что природа помогает ему осмелиться подойти к любимой:
Кохана спит, возлюбленная спит,
Пойди возбуди, целуй ей глаза,
Кохана спит
Природа, как и музыка, действительно занимает важное место в творчестве Павла Тычины
Образ природы в стихах П. Тычины
Комментариев нет:
Отправить комментарий