«Тени забытых предков», правдивую сказку Гуцульщини М. Г. Коцюбинский закончил в 1919, а впервые напечатал в 1912 году. Написанию произведения предшествовала большая и напряженная работа: писатель изучал фольклорно-этнографические материалы о Гуцульщину ( привычки, быт, фольклор гуцул), собирал научные статьи монографии: лично, поехав к Криворивни, ознакомился с местной природой. Коцюбинский не просто хотел срисовать и описать жизнь сказочного народа, он стремился заглянуть в душе человека, показать ее мировосприятие и внутренний мир. Коцюбинский — художник-психолог хотел понять именно психику гуцул, ведь имея огромную фантазию, они верят в пересказы и легенды, чрезвычайные силы природы и ворожения. Глубокие язычники, они всю жизнь проводят в борьбе со злыми духами, которые населяют леса, горы, воды. Верят, что есть люди, которые знают язык духов, верят в силу слова, у чародеев, которые сопровождают бурю, град и гром. Именно поэтому не последнее место в повести принадлежит нявкам и Чугайстру, градивнику Юри, который в возможности отвернуть бурю, ворожее Хими, которая неоднократно мешала и вредила иванови. Все эти персонажи еще раз подчеркивают страх гуцул перед нечистой силой и силами природы
В повести плотно переплетается фантастика и реальность. Особенности этого края накладывают определенный отпечаток даже на быт, обычае гуцул
С самого начала идет рассказ о мальчике, и якобы все довольно просто, но уже и здесь есть элементы фантастического. Неспокойный, странный мальчик все чаще приводит мать к мнению, которое при родах, наверное «не засветили свечки» и ей заменили сына на бесенка. Итак, от самого рождения Иван попадается в фантастический мир верований, и уже в семь лет он знал, что на миру есть нечистая сила и злой дух правит всем, что в лесах есть лешие и веселый чугайстер, что раздирает нявок. Эти знания никогда не относились под сомнение, так было и по-другому не могло бутить
Фантастической, например, есть встреча малого Ивана со щезником. И хоть мы понимаем, что это лишь воображение мальчика, который очень верит в чрезвычайные силы, но для Ивана это довольно реально и важно.
Во взрослой жизни фантастические элементы присутствующие в жизни Ивана в разных формах. Интересным есть сознательное обоготворение огня на горной долине. Люди верят в живу силу огня, который защищает их от врагов, помогает в повседневной жизни. Даже простое воспаление огня сопровождается разными ритуалами и горит протягомлита.
Мастер психологической новеллы, Коцюбинский находит удивительно изобразили средства для раскрытия внутреннего мира Ивана, объединяя его с природой Душа гуцула не только может слышать мелодию гор, лесов, ручьев, а и способна создавать свою музыку
На протяжении жизни Ивана сопровождают фантастические события, которые связаны с мировосприятием, верование гуцул. Найреальнишим, чистейшим есть чувства между Иваном и Маричкою, но и оно незримо связано с россказнями. После смерти возлюбленной Иван часто ощущал ее, это нежный голос, в конце встречается с Маричкою-Нявкою, разговаривает с ней. И понимаем, что это лишь плод возбужденной
Воображения, но Иван будто на самом деле слышит призыв возлюбленной, которая заставляет его идти на ее поиски, на ее оклик и, потерявши внимательность, Иван срывается у пропасть, а згодомпомирае.
Есть еще много примеров фантастического в повести: то что мольфар Юра останавливает тучи, танец Ивана на лужайке из Чугайстром, ворожение Юры над куклой, которая олицетворяет Ивана, постоянные ворожения Пала гни на урожай, на хороший скот и другие
Впечатляющим и очень странным есть обряд погребения. В доме лежит покойник со свечкой в руках, в него главах покоится душа, которая еще не покинула дом, а возле него поставлено много лавок для людей, как в театре. Немного спустя собралась молодежь, чтобы повеселиться. Смех, вопли в разных уголках дома, которые длятся целую ночь, и это в тот миг, когда возле лежит покойник. Довольно удивительно для нас, но привычно для гуцул как можно больше людей должно построить и якнайвеселише должно быть в доме той ночи, чтобы не было грустно и страшно жить людям этого дома. Автор хочет показать, что гуцулы ценят жизнь больше, чем смерть, что они долго не задумываются над смертью человека, пренебрегают ее и даже не оплакивают умершего
Не является случайной и название повести, которая полностью отражает ее содержание. Среди гуцул, отрезанных горами от широкого мира, сохранились те давние мироощущения, когда природа и человек, действительность и выдумка. Реальное и фантастическое сливались водное нераздельное целое
Сплетение действительности и россказни в повести Коцюбинского «Тени забытых предков»
Комментариев нет:
Отправить комментарий