Вот это изменение общественных формаций и показал Чехов пьесе «Вишневый сад». Представителем буржуазии в пьесе есть Лопахин. Он, выходец из простого народа, сумел стать хозяином жизни. «Только что вот богатий, денег много, а когда подумать и разобраться, то мужиком-мужиком»,- говорит он. Лопахин живет в то время, когда над миром властвовал один господин и бог - голый чистоган. Может быть, Лопахин не был бы таким человеком, если бы жил в другое время. Он был выходцем с мужикив, его дед находился у крепостной зависимости в господ Раневских. Очень рано он понял, что такое господа, а что - мужик. Очевидно, Лопахин грамотный. Он, правда, засыпает над книгой, но строки из «Гамлета» Шекспира зажгли ему в душе: «Охмелия, иди в монастырь...»
Он воспитан, знает, как говорить с господами. Его голос становится мягким, добрым, когда он утешает Раневскую, Но Лопахин - это" капиталист. Ему нужны деньги, и он их извлекает любым путем. Он буквально требует, чтобы Раневская продала ему вишневый сад. Лопахин решительный и напористый в достижении поставленной цели. Вишневый сад - его давняя мечта, и он покупает его. Если ему нужны будут деньги, он достанет их. Не пожалеет он денег и для выгодного соглашения. Капитализм немыслимый без таких Лопахиних. Но он, по мнению Чехова, нужен для обмена веществ, чтобы мир не стоял на месте. Он хищник, который сожрет каждого, который слабее его. Но в то же время и он понимает, что ему не пройти бедствия, если появится зверь сильнее его. Поэтому й Лопахин будет выворачиваться, искать лазейки, во избежание разрушение и обнищание. Не всегда такая жизнь удовлетворяет его, со слезами говорят он: «0, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
Сохранились у него, правда, некоторые черты хорошего человека: у него «тонкие, нежные руки», он добрый и чуткий на ласку. Не совсем равнодушный он и к красоте: «А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Но сразу слышим от него: «заработал сорок тысяч...»
Лопахин не скрывает нет от кого, что он «мужик... попросту». Он совсем не отдаляется от народа. Очевидно, он считает, что лучше не садиться в чужие сани и не лезть « со свиным рылом в калашний ряд»..
В пьесе Чехов показал торжество буржуазии. Но он убеждает зрителя, что это господство временное, потому что ему на смену идет другая сила - творческая, демократически настроенная интеллигенция, которая превратит мир в других, справедливых началах. Он выходит из той мысли, которые в реальной жизни люди не так часто ссорятся, мирятся, бьются и стреляются, как это происходит в современных пьесах. Намного чаще они просто гуляют, разговаривают, пьют чай, а в настоящее время и разбиваются их сердца, строятся или разрушаются судьбы. Внимание сосредоточено не на событии, а на внутреннем миру героев, настроения, чувстве, мыслях. Из этого и родился прием Чехова, который теперь принято называть смысловым подтекстом, «подводным течением», «теорией айсберга».
«На сцене должно быть все так же просто и так же сложно, как в жизни» (Чехов). И действительно, в произведениях А. П. Чехова мы видим не изображение самого быта, как это было в А. Н. Островского, а отношение кнему.
Основной замысел Чехова в создании новой пьесы не мог не отразиться на особенностях драматического произведения в обычном его понимании (завязка, развитие действия и т.д.). Сюжет новый, фабула отсутствующая. У Чехова сюжет - судьба России, а фабула - лишь сцепления событий. Можно сказать, что пьеса Чехова держится не на интриге, а на настроении. В композиции произведения это особое лирическое настроение создают монологи героев, восклицания («Прощай, старая жизнь!»), ритмические паузы. Даже пейзаж вишневого в цвету использует Чехов, чтобы передать ностальгическую грусть Раневской и Гаева по старой беззаботной жизни
Интересные также чеховские детали: звук струны, которая лопнула, как оттеняющий и усиливающее эмоциональное впечатление, бутафория, реплики, а не только пейзаж, как у Островского. Например, телеграмма, которая получила Раневская в самом начале пьесы, есть как бы символом старого жизни. Получая ее в конце пьесы, Раневская тем самым не может отказаться от старого жизни, она возвращается туда. Эта деталь (телеграмма) помогает оценить отношение Чехова к Раневской, что не смогла переступить в новую жизнь
Лирическое настроение пьесы связанный и с особенностью ее жанра, что сам автор определял как «лирическую комедию» . Определяя жанр пьесы, нельзя не отметить, что у Чехова нет положительного героя, наличие которого было характерно для произведений предшественников. В пьесе Чехова нет однозначной оценки характеров героев. Например, Шарлотта Ивановна у Чехова и комический, и в то же время трагический герой. Но в пьесе есть единственный герой, которого автор оценивает беспощадно, - это Яша. «Вишневый сад» - это комедия стариков отживших типов людей, которые пережили свое время. Чехов с грустью подсмеивается над своими героями. Над старым Гаевим, «прожившим свой залог на леденцах», которому еще больше «древний» Фирс по привычке советует, которые «брючки» надеть, над Раневской, клявшейся в любви к Родины и сразу же уезжающей назад в Париж, пока не передумал возвращаться любовник. Даже над Петей Трофимовим, что, казалось бы, символизирует восстановление России, Чехов иронизирует, называя его «вечным студентом».
Стремление Чехова показать широкий социальный фон событий, которые происходят в пьесе, приводит к тому, что он изображает большое количество внесценических персонажей. Все люди, которые когда-то были связаны с имением, как бы окружают его, влияют на жизнь реально действующих персонажей (отец Лопахина, родители Раневской, ее мужчина и сын, парижский любовник, тетушка Ани, к которой собираются обращаться за деньгами, и т.д.).
Несомненной художественной стоимостью пьесы можно считать максимально простой, естественный и индивидуализированный язык персонажей. Восхищенные речи Гаева, повторы некоторых слов, которые делают его речь мелодичной, его бильярдные сроки, забавные реплики Шарлотти Ивановны, сдержанный язык «лакея из хорошего дома» Фирса, купеческая говорок Лопахина индивидуализируют персонажей, свидетельствуют о талантливости их творца
Но новаторство Чехова в то время было далеко не очевидным для современников, потому что зритель, воспитанный на произведениях Пушкина, Лермонтова, Островского, не мог постичь драматургии Чехова. Автор долго старался убедить и актеров, и режиссеров в том, что его пьеса - это комедия, а не трагедия. В того-то и новаторство Чехова, который у него нет внешнего конфликта, его конфликт внутренний. Он основан на несоответствии внутреннего душевного залога и окружающей действительности
Художественная своеобразность пьесы «Вишневый сад» помогает нам понять, почему пьесы Чехова до сих пор интересные, актуальные, а также чему их автора называют одним из основоположников « нового театра».
Описание образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад»
Комментариев нет:
Отправить комментарий