воскресенье, 8 марта 2015 г.

Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло... Понятия вечные и нераздельные. И пока живой человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «приоткрываться» человеку, освещая ей путь к истины. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности приобретает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека


Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвященный борьбе добрая и зла. Автор в одной книге описывает событию двадцатых лет нашего столетия и события библейских времен. Действия, которые происходят в разное время, объединенные одной идеей — поисками истины и борьбы за нее. Перенесемся в далекий Єршалайм, в дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. « В белом плаще с кровавой подкладкой» появляется он перед мужчиной лет двадцати семы, у которого « руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в уголку рта — запеченная кровь». Мужчина этот — свалили его иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаймського храма. Арестант хотел было оправдаться: «Добрый мужское! Поверь мне...» Но его « научили» соблюдать этикет: «Крисобий вынул кнут и... ударил арестованного по плечам... Связанный мгновенно повалился наземь, будто бы ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, лицо его зблидло и глаза сделались бессмысленными...»


Тяжело не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор: «жестокое чудовище». Понтий Пилат живое по своим законам: он знает, что мир разделен на господствующих и подчиненных им, что формула «раб подчиняется господину» незыблемая, значит, господин имеет право судить всех и вся. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «...Повалится храм старой веры и соорудится новый храм истины». Больше того, этот «бурлака» смеет предлагать: «Мне сожгли по мнению некоторые новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты делаешь впечатление очень умного человека». Он не боится возражать прокуратору и делает это настолько мастерски, что временами приводит Пилата В замешательство


В иешуа своя жизненная философия: «...Злых людей нет на миру, есть люди несчастливые». Арестант сдался интересным прокуратору. В него невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, речи его немного крамольные, но зато «бурлака» имеет чудесное свойство снимать головную боль, которая так мучает прокуратора. И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит иешуа божевильним и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным


иуда искариот оказал такие сведения об «сумасшедшем», что наместник кесаря не имел права не казнить его. иешуа казненный. Почему же мучится прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на смертную казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе месячной дорожкой и мирно разговаривают, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся в сне?» Могущество Понтия Пилата оказалось кажущейся. Он трус, и совесть мучает його.


Но как связанные ершалаймськи главы с основным содержанием романа? Большое количество как явных, так и тончайших параллелей связывает изображение Єршалайма двадцатых лет первого столетия и Москвы двадцатых лет двадцатого столетия. Герои и времена, которые у них описаны, будто бы разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящих, зависть властвуют в мире, который окружает Мастера. Их выявляет Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором обид Сатаны. Сатана и его помощники создают зло. Их цель — выявлять сущность явлений, висвичувати, усиливать, выставлять на общий обзор негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в варьете, затеи с пустым костюмом, который подписывает бумаги, таинственное преобразование денег в доллары и другая дьявольщина — это оголения скрытых недостатков человека. Становится понятным содержание фокусов в варьете. Здесь происходит испытания москвичей на алчность и милосердие. На-прикинци спектакли Воланд приходит к выводу: «Ну что же... они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те не были сделаны — или из кожи, или из бумаги, из бронзы или золотая. Ну, легкомысленные... ну, что же... и милосердие иногда стучит в их сердца... Обычные люди... в общем, напоминают бывших... квартирный вопрос только испортил их...»


Вечное стремление людей к добрая непреодолимое. Прошло почти двадцать столетий, а олицетворение добра и любви — Исус Христос живой в душах людей. Мастер, главный герой романа, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это личность, которая страдает и мыслит, утверждает достоинство бескорыстного служения людям, несет неопровержимые ценности в мир


Маргарита в романе является носительницей огромной поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». И чем более непривлекательным, «скучным, кривым» возникает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необыкновенным оказывается это чувство, которое вспыхнуло «молнией». Маргарита борется за Мастера. Посещая Большой балл повнолуння, Маргарита с помощью Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищуючой грозы она переходит у вечность


Пойдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминания о том, что наши моральные проблемы решать намсамим.



Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Комментариев нет:

Отправить комментарий