«Актуальную» украинскую литературу представляет так называемое поколение «девъяностикив». В отличие от немного старших «висмидесятникив», «девъяностики» формировались в условиях национальной депрессии, которая настала после провозглашения в Беловежской пуще СНГ. В основу эстетики «девъяностикив» легли разочарования национальной идеей, обществом, самым человеком. Для молодых одаренных литераторов осталось единое спасение — спрятаться у слове
Естетика девъяностикив начинала в Харькове, в литгурти «Красная Фира». Как и все зачинатели, лидер Сергей Жадан еще нос в себе социальный отголосок «висимдесятникив». И уже в поэзии Ростислава Мельникова социальный текст исчезает совсем. Чистая филология — вот утечище поколение национальной депрессии. Никакое поколение в украинской литературе не заходило так далеко от действительности. При условиях современной демократии, когда исчезнувшая потребность в писателе-герои, роль писателя в обществе здевальвувала к роли шута, который развлекает толпа смешной или страшными сказками
Все, написанное в эпоху с префиксом пост-, не предоставляется к чистым определениям. Но приблизительно написанное «девъяностиками» условно делится на три направления: сповидальна поэзия, филологическая и ироническая. Сповидальна поэзия «девъяностикив» имеет три течения: традиционную, фольклорную и постимпресионистичну. Вопреки всей претенциозности поколения, традиционное течение — распространенное явление в поэзии девяностых. Лучшие образцы традиционной поэзии «девъяностикив» встречаются в текстах Виктора Виноградова, Полины Гладенко, Сергея Желанная, Ирины Завальшок, Людмилы Кундас, Ларисы Слюсак, Руслана Фуфалька. Говоря о традиционном направлении в поэзии «дсвъяностикив», невозможно пропустить Сергея Желанная. И как зачинатель поэзии «дсвъяностикив», и как яркая поэтическая индивидуальность, он уже классик своего поколения. Поетика Желанная традиционная, насколько традиционной может быть современная классика
Фольклорное течение среди сповидальной поэзии «девъяностикив» демонстрирует не так стилизацию под фольк, как первоначальное мироощущение, с которым жил давний человек. У представителей фольклорного течения хранится тоска по первоначальным ощущениям, когда пережитое фиксировалось грацийно и просто. Представитель этого течения — Роман Ломоть («Баллада о черного пса», «Пилигримы», «Тише, господа…»).
Постимпресионистична течение сповидальной поэзии 90-х найхарактернише представленная в текстах Татьяны Мартишок, Марии Микицей, Олега Короташа, Ольги Курчатовой. К классическим определениям импрессионизма как «первого
Впечатление», «мгновенность ощущений», постимпресионисти добавили растерянность, человеческое бессилие передстихиями.
Среди филологического направления поэзии девяностых отличается постнеоклассическое течение, наиболее ярко репрезентованная Юрием Бедриком, Валентином Ковалевым, Степаном Прошоком. Как и их предшественники неоклассики, постнеокласики имеют хорошую филологическую школу, но, в отличие от неоклассиков, их поэтический пафос приправлен доброй порцией иронии и рафинированного цинизма, характерного для эпохи постмодернизма
Постмодернизм среди поэтов филологического направления найвиразнише представлении в поэзиях Ивана Андрусяка, Любомира Стрингалюка, Назара Федорака. Образцом постмодерного стиля в поэзии «девъяностикив» можно считать стих Ивана Андрусяка «Декларативное». Ирония, отсутствие веры в объективную истину, отсутствие структуры, утилизация стариков культурных текстов, девальвация идеала, эксцентричная всеядность — признаки постмодернизма, с него банальной самокритичностью и демократизмом, когда отличить чистый стиль от переходного бывает невозможно.
Довольно специфической среди филологического направления есть поэзия о ничто. Это профессиональная поэтическая игра, своей фрагментарностью, отсутствием логики и единой структуры похожая на постмодернизм. Но, в отличие от постмодернизма, поэзия о ничто не переделывает прошлого, в ней отсутствуют ирония и стилевая мешанина. Найхарактернишим образцом поэзии о ничто есть творчество Наталки Самчик. Близкой к поэзии о ничто есть творчество Неди Нежданной, головокружительные поэтические ассоциации которой спасает от исчезновения смысла разве что артистичное озвучение стихов
Ироническое направление в поэзии «девъяностикив» ощутимо ослаб. Иногда иронизируют поэты традиционного течения, например, Сергей Жадан. А ирония постмодернистов слишком специфическая, лишь бы ее считать собственно иронией. После «висимдесятникив» Леся Подервъянського, бубабистив, Юрия Прозаяка. Владимира Лучок, найпослидовнишим ироником среди «девъяностикив» есть Виктор Шушпан, чья поэзия органически вырастает из традиции Позаяка, хотя есть в ней что-то от лирического цинизма девяностых
Говоря о прозаическом творчестве, можно назвать Олеся Ульяненка, который вместе с тем принадлежит эстетике висимдесятникив и является зачинателем прозы «дсвъяностикив». Его паикивськии мировоззрение вобрало антисоциальный пафос висимдесятникив и дегуманизацию девъяностикив. Постмодернизм в прозе «девъяностикив» репрезентуют Тарас Гирохасько и Владимир Сшкилев, метареализм — Владимир Мулик, криминальный жанр — Андрей Кокотюха, короткую сугестивну прозу — Иван Ципердюк, стиль, близкий к неоимпрессионизму, — Владимир Янчук. При всех своих недостатках (дегуманизация, асоциальнисть, равнодушие к одвичних человеческих ценностей и проблем, бегство от реальности в чистую филологию) поколение девяностых имеет одно существенное преимущество над своими предшественниками: это первое поколение украинских литераторов, которое сформировалось в постколониальнихумовах.
Назовем основные литературные организации. «Красная фира»: Сергей Жадан. Ростислав Мельникив; литгурт «Туга»: Марьяна Киянивська; «Новая дегенерация»: Иван Ципердюк; творческая ассоциация «500», « Бу-Ба-Бу»: Юрий Андрухович, Александр ирванець, Виктор Горемыка
В драматургии можно назвать такие имена: Александр ирванець («КЕСОКОиИС», «Маленькая пьеса об измене»), Анатолий Днистровий («Учитель»), Леся Демська («Возвращение в никуда», «Так не будет»), Неда Нежданная («Одиннадцатая заповедь, или Ночь шутов»). В целому в драматургии доминируют одноактные пьесы, часто подиевии барер заниженный, властвует притчевисть, мифотворчество, построение нового содержания на основе старихтекстив.
Литература «девъяностикив»
Комментариев нет:
Отправить комментарий