понедельник, 23 марта 2015 г.

Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная… В. Г. Белинский


200 лет прошло со дня рождение гения российской литературы, всеми любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах “Евгений Онегин”, где представленный молодежь 20-х лет XIX столетие. Существует очень хорошая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви до своего чудесного создания. Ведь в ней он выразил свое тайное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильная, что боги переглянулись и оживили камень. Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез захватывается своим собственным образованием. Вероятно, и Пушкина, работая над романом “Евгений Онегин”, любовался чудесной девушкой, которая оживает под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, “милую простоту”. На многих страницах невольно сознается: “…я так люблю Татьяну милую мою!..”, “Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…”


Часто говорят об “тургенивських девушек”. Эти образа будут вечно беспокоить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что “пушкинские девушки” не менее интересные и привлекательные. Махая Троекурова с “Дубровського”, Мария Гавриловна из “Метели”. Но наиболее привлекательная и “знаменитая” из всех героинь Пушкина - Татьяна Ларина. В романе мы встречаемся с ней в имение ее родителей. Село Лариных, как и Онегина, верно, тоже “волшебный уголок”, которые попадаются в средней полосе России. Пушкина много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Российская природа, сказки няньки, древние обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну “русской душой”. Татьяна во многом похожая на других дивчин. Так же “верила предсказанням простонародной старины, и снам, и карточным гаданием”, ее “беспокоили приметы”. Но уже из детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже “в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любовалась к родителей, мало играла с детьми, не занималась рукоделием


Но куклы даже в эти года Татьяна в руки не брала; Провести города, о модах Беседы с ней не вела. С раннего лет она отличалась мечтательностью, жила лицом внутренней жизням. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и представление - качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящены роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкина подводит нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться? По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя девицы признаваться в любви всегда полагало неприличным, Татьяну тяжело осуждать за это


Поэт спрашивает:


    Ø За что же вина Татьяна? За то, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит собственной мечте?

Мы не можем не заметить постоянства характера Татьяны, присущий ей с раннего детства. А когда она становится знатной дамой, то с грустью и тугой упоминает бывшая сельская жизнь “. света ненавидит; ей душно здесь… она мечтой хочет к жизни полевой”. И любовь к Евгению Татьяна как и раньше сохраняет в душе. Нельзя не отметить еще одно место, которое раскрывает отношение поэта к него “ милого идеала”:


    o Она была неторопливая, Не холодная, не говорливая, Без взгляда наглого для всех, Без домогательств на успех, Без этих маленьких кривляний, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней…

Пушкина - “искренний гений” в науке “страсти нежной” - хорошо знал женскую натуру. В него произведениях обрисовывается сборный портрет девушки, который он отдает предпочтение. Главные ее черты - благородство и верность супружескому долгу. Махая Троекурова, что принесла любовь в жертву святости брак, Мария Гавриловна, которая отвечает отказом всем почитателям, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не одцуралася от своего опального жениха и что сумела попасть ради него спасения к самой царице. В конце концов, Татьяна, которая, как и раньше любя Онегина, с твердостью отвечает ему:


Но я другому отдана, И буду столетия ему верная. Проходят эпохи, меняются мода, увлечение, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других “пушкинских дивчин” милая и привлекательными: благородство, чистота, верность. Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов российских женщин, морально безупречному, верных долга, которые ищут содержательного жизни


Такая Ольга ильйнська в романе Гончарова “Обломов”, Наталья с “Рудина”, Елена с “Накануне”, жены декабристов, воспетые Некрасовым


Я считаю, что “Татьяны милый идеал” и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных дивчин верности избраннику, моральной чистоте, жертвенности во имя. Не сомневаюсь, что многому молодых людей и сегодня захватываются нежным образом Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков



Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Комментариев нет:

Отправить комментарий