Если "бог умер", то что делать людям?
(за романом Т. Манна "Доктор Фаустус")
XX столетие очень богатое на появление новых взглядов, оригинальных идей, неординарных философских теорий и необыкновенных поступков людей, которые стояли при власти
Роман "Доктор Фаустус", который вышел из печати 1947 года, преисполненный раздумьями над проблемами смысла жизни человека, ее назначение на земле. Кто побеждает в этой жизни и как следует жить?
Автор будто подводит читателя к выводу, что насилие, авторитет диктатора могут получить победу, но Т. Манн оставляет надежду, которая не все утрачено, поэтому человек не должен казаться
Проблемы человеческого назначения на земле всегда волновали Т. Манна. Его славный земляк Й. Гете, создавши своего "Фауста", еще раньше поставил перед людьми вопроса о сущности человеческого в человеке, а философ Ницше в своих работах создал образ нового человека. Философия оставалась философией, аж пока фашисты не подняли идею "сверхчеловека", "наднаций" на свой щит
Т. Манн фактически пишет о событиях, которые происходят в период Первой мировой войны, но заканчивает же писать "Доктора Фаустуса" под конец Второй мировой войны, когда перед него глазами лежит разбитая страна, утраченные надежды и ожидания
Герой романа находится также в "разбитом" залоге. Выдающийся музыкант Леверкюн потерял собственные идеалы, он сомневается и не знает, что выбрать: "варварство" или "культ культуры". Он знает теорию Ницше, который провозгласил, что "бог умер", однако же в что верить, что может стать опорой в жизни? Композитору страшно оставаться посреди разбитого мира, где не знаешь, как жить дальше.
Со временем ( как и в Гете) к Леверкюна является дьявол, который точно угадывает его настроения и соблазняет музыканта перспективой создания новых музыкальных шедевров, но за одной условия - Леверкюн должны отказаться от передачи в музыке темы человеческих страданий и страстей
То есть композитор теряет свободу творчества, он должны загонять себя в определенные рамки, от чего в конце концов и приходит к духовному обнищанию. Музыкант банкротится внутренне, потому что отвергнул понятие красоты и блага (они же не даются без их оборотной стороны), а вместо того взял за основу понятия "варварство".
Леверкюн приходит к трагической развязке, становится духовно мертвым, теряет себя
Для него и в самом деле "бог умер", но "бог" может ожить, и такая надежда есть. Ведь, чтобы возродиться, сначала надо умереть. Осенью замирает природа, облетает желтое письмо, земля становится непривлекательной и холодной, но с весной тем лучшая каждая травинка, каждый зеленый листочек, который появляется на черном фоне. И через неделю-второй уже не узнать все вокруг. Бог начал новый круг жизни, дал возможность воскреснуть природе. Это или и человек не та самая природа? Она - ее частичка. Только не следует отторгать себя от того большого гармонического мира, который дарован намнебесами.
Томас Манн - немец, ему было больно видеть, что стало с него страной. Фашисты стали причиной всечеловеческих страданий. Живое и безжизненное, люди и сооружения, города и села, государства и нации уничтожаются... Ради чего?
Нужно было иметь большое гражданское мужество, чтобы написать такое произведение...
К сожалению, человек очень часто учится не на чужих, а на своих ошибках. Томас Манн в романе "Доктор Фаустус" показал крах и возрождение не только человека, а и страны, представил надежду на то, что никогда Бог не умирает. Человек всегда должен носить в себе Бога ( то есть святость, добро, любовь), а иначе она - мертвенная вещь
Если "бог умер", то что делать людям? (за романом Т. Манна "Доктор Фаустус")
Комментариев нет:
Отправить комментарий