Наивысшими точками на земле были когда-то древние храмы. С золотыми маковками, с дырявыми кровлями, в погнивших подмостках. Те, что предохраняются законом, а не людьми. И те, что незримо тлеют в глубинах народного сознания. Поэтому и сделал Олесь Гончар, кажется, первую в советской литературе попытку осмысления их вечной нимой музыки и народной символики. Но то, что нам ныне надо открывать, для наших далеких предков было азбукой. Там, где поселялись запорожцы, - сразу вырастала церковь как голос их духа:
- Как побросали запорожцы Большой Луг и мать Сечь, Взяли с собой Мать Божу, А более ничего не взяли.
Так напишет Т. Г. Шевченко в своем произведении «иржавець». Что это - сентиментальная вера пустынников, которые только и знают молиться? Или это флаг, которым казаки выражали свое человеческое и национальное призвание? Эти одчайдушни герои не боялись смерти и считали за честь погибнуть в бое. Это была религия свободных людей, которые пешую, бывали свой собор - как символ несокрушимости, как завещание потомкам. А они не имеют права отречься своей отчизны, забыть собственную историю. Созданный еще в казацких времена, этот архитектурный шедевр помнит профессора Яворницького и атамана Махно, времена фашистской неволи и печальные шеренги невольников. Поэтому отношение к собору - это мерило человечности, духовной красоты (чиности) героев произведения. Таким потомком и есть студент Николай Баглай - не выписанный герой с положительными чертами. Для романа «Собор» был нужный образ, который выражает пробуждение современной молодежи к духовному жизни, ее стремлению самостоятельно мыслить и ценить человеческие ценности. Баглай совсем не в плену этнографического патриотизма и шаблонных фраз, он ищет наследство, усвидомивши: «Когда не мы, то кто?» И как каждый искатель - грезит, любит, ненавидит, спотыкается в сугробах «безхозной» наследства возрастов. Поэтому и он выстрадал для себя открытие и собора, и последнего запорожского характерника Яворницького, какой «добывал из небытия самый дух казацкой республики».
В глубине души молодой студент догадывается, что люди потеряли самих себя в погоне за дешевыми заменителями
Ныне недостаток большой мудрости, большого уважения и любви к человеку, большой ответственности за наследство предков и судьбу потомков ощущается как самая большая рана человечества. Типичный представитель этой наций - напивосвичений интеллигент Володька Лебеда. Тайна этого образа кроется в том, что писатель посмотрел на него из народных позиций. Олесь Гончар сразу открыл за служебным мундиром скрытую фальшь натуры и посмотрел глубже. А эта ли человек добра, надежный? Способная ли она уступить собственными интересами ради других? Он целиком искренне удивляется, зачем Баглаю и история, тот собор? И вообще: есть имеет что, одеться - имеет, чего же ему еще надо? Религия Володьки - «правильно отреагировать на указание сверху» - не нуждается в святынях. Вся энергия «батькопродавця» идет от суетливости приспособления, от угодливости, а не от той внутренней духовной силы. Писатель открыл человека-функцию на гране робота, свободного от человеческих целей, лишенного стойких критериев. Этот человек имеет страшное свойство уничтожать ценности - одному прикосновеньем, одним словом. В Лебеды все распадается, раскладывается и гаснет
ВолодьКа - это творения тоталитарно-бюрократической системы, когда чиновничество только голосовало о единстве с трудовым народом. А на самом деле закривая украинские школы, «выгоняло» украинский язык из театров, кино. Шел неистовый н стримний наступление бездуховности, браконьерства, разрушение культурной убыли ни. Но автор хочет нас убедить, что здоровая сила молодости нуждается в истины так же, как чистого воздуха и родниковой воды. И она неизбежно отыщет зарослях лебеды старый добрый нужно, который ведет к человеку, к добрым принципам, обновлению и возрождению
Собор - символ невимрущой славы и души украинского народа. Произведение за романам «Собор»
Комментариев нет:
Отправить комментарий