среда, 4 марта 2015 г.

Общественно-исторические условия развития украинской литературы ХХ ст., основные стилевые направления

Работа за таблицей «Литературный процесс XX столетие»


Определенные особенности литературного процесса рассматриваются в пределах таких исторических отрезков:




















Начало XXСт. ( до 1917 года)Эти хронологические границы визнача-ються не только ходом революции 1905-1917 гг., а и отходом из жизнь и. Франка ( 1916 г.) и М. Коцю-Бинського и Леси Украинки (оба умерли в 1913 г.). Формирование после 1905 г. Киева как литературной столицы Укра-Їни, распространение общеукраинской литературной периодики
Период революции и национального держа-вотворенняЛитература во времена Центральной Рады, УНР
Литературный процесс 20-х рр.Период утопий украинских национал-коммунистов и постепенной ликвидации национального возрождения Укра-Їни. Значение Пражской школы у роз-вьющуюся руководящих тенденций литературы в Украине
Расстрелянное ведро-дження и насажу-вання в литературе идей социалистического реализмаЛитература в условиях геноцида (голод 1923-1933 гг., сталинские репрессии 1934-1939 гг.). Насаждение коммунистической идеологии и вульгарной социологии в литературоведении
Литература в период войны 1941-1945 рр.Вторая волна эмиграции. Литература в лагерях Ди-Пи (ОГРАДА, развитие украйн-ськой литературно-художественной периодики, книгоиздательское дело)
Украинская литература послевоенного периодаЛитература от 1946 до конца 50-х гг. в Украине и вне нее
Литература в период возрождение 60-х летСамвидавивська литература. Нью-Йоркская группа в диаспоре
Литературный процесс 70-80 рр.Литература в условиях брежневсько-сусловського идеологического засилия, репрессий и форсированной русификации. Фор-мування постоянных взаимоотношений с диаспорой
Украинская литература в период распада СРСРУтверждение национальной и государств-ной независимости Украины. Литература на современном этапе

Литература и политика


Литературная действительность в Украине 20-х гг. ХХ ст. выдается ошеломительно богатой. Сравнительно с ней бледнеют любые другие периоды развития нашего писательства. Творческая палитра поражает уникальной гроздью ярких талантов: В. Еллан, П. Тычина, В. Сосюра, М. Волновой, В. Пидмогильний, Б. Антоненко^-Давыдович, Г. Ивченко, Г. Кулиш, Г. Зеров, Г. Рыльский, Є. Плуж-Никнул, Г. Косынка, Г. Семенко, Ю. Яновський, Тодось Осмачка, Г. Бажан и др. Привлекает внимание удивительное бурление розмай-тех стилевых течений, которые будто вместе с тем взорвались в художественном часопростори, — авангардизм со своими ответвлениями (футуризм и конструктивизм), революционный романтизм, неоромантизм, нев-реализм, необароко, «неоклассика», импрессионизм, экспрессионизм и т.п. Ливень разных изданий, калейдоскоп литературных угрупо-вань («Плуг», «Закалка», «Аспанфут», ВАПЛиТЕ, МАРС, ВУСПП и др.), потоки манифестов и деклараций, страстные полемики о сущностных проблемах творчества, — в самом деле, нелегко было молодому художнику сориентироваться в такой стихии. Казалось, перед ним от-крылись широкие перспективы художественного самоутверждения. это давало основания считать 20-те гг. «ренессансными». Речь идет о свежих, оновлювальни процессы, которые имели свое конкретно-историчное содержание, отличное от содержания классического Возрождения, зориентова-ного на универсальные критерии, поциновуваного как одна из органич-их звеньев прогресса европейского искусства. Другое дело — украйн-ське возрождение, которые воспринимается как спонтанный порыв вперед, но часто со взглядами, обратными в прошлое, в накопленные вчерашние проблемы. Говорится не об одном возрождении, а о них ряд, который творит основу украинства, когда с определенной очередь-вой национальной катастрофы возникало новое поколение, предстал-лене преимущественно писателями, лишь бы наконец решить не только эстетичные, а и национальный и социальный вопросы. Такая судьба спит-кал и творческое поколение 20-х гг. ХХ ст. — неоднородное, позна-чене разными ориентациями на художественное и позахудожне жизнь, которая не могла не привести к внутреннему размежеванию, харак-теризувало своеобразность литературных группировок. Ведь АСПИС (Ассоциация писателей), что составила 1924 г. основу для форму-вання «Звена» ( с 1925 г. МАРС — Мастерская революционного слова) и «неоклассиков», а также ВАПЛиТЕ (Вильна академия пролетарской литературы, 1925-1928 гг.) ставили себе цель — писать истинную литературу, которая отвечала бы высоким есте-тичним критериям. В других организациях, которые различались только названиями («Плуг», или Союз крестьянских писателей, 1921-


1925 гг.; «Закалка», или Союз пролетарских писателей, 1922-1925 гг.; ВУСПП — Всеукраинский союз пролетарских пись-менникив, 1927-1932 гг.; «Молодняк» — Союз комсомольских писателей, 1927-1932 гг.), властвовал недопустимый для твор-чости партийно-административный стиль. Их усилия спрямову-рушься на культивирование бесперспективного « пролетарского реализма», перенятого не художественным, а чужим для искусства классовым духом. Остальные течения провозглашалась «буржуазными», «попутническими». Против них велась беспощадная борьба. Хотя именно и «попутчики», а не опекаемые компартией «пролетарские письмен-ники», обогатили нашу литературу произведениями неувядаемой ценности. Литературная ситуация. Украинские писатели 20-х гг. ХХ ст. различали две действительности — национальное, близкое им ведро-дження, и несоответствующую его содержанию большевистскую версию жизни, ради которой требовалось возражать прошлое, исполняться классовой ненавистью. Мир розчахнувся, как писал Г. Рыльский, «на «так» и « нет» — на «белое и красное», обусловивши мучительное роз-двоення человеческой души. Нескрываемая правда проговаривала в тво-рах «Я (Романтика)» М. Волнового, «Смерть» Б. Антоненко-Давыдовича, «Третья революция» В. Пидмогильного, в сборниках «Дни» Є. Плужника, «На пожарище» Д. Фалькивського, приго-ломшувала современников масштабами трагедии гражданской войны, спровоцированной большевиками. Литература осталась верной резина-нистичним принципам. Она сохраняла веру в незнищенни духовные ценности, хотя и самая испытала влияние руйнивнихчинникив.


Стилевой^-стилевые-стилевые-художественно-стилевые направления и течения в литературе


К тому или другому литературного направления принадлежат пись-менники, которые имеют общие принципы художественного изображения, эстетичные идеалы и вкусы ( то есть общий художественный метод). Виднейшими в истории литературы нового времени литератур-ими направлениями и вместе с тем художественными методами (и стилями) есть барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, нату-рализм, модернизм, постмодернизмтощо.


Отдельно нужно сказать о соцреализме, модернизме и постмодерн как методы, которые использовались ( используются ли) укра-йнською литературой


Модернизм


Общее название совокупности литературных тенденций нереалис-тичного характера на границе ХиХ-ХХ ст. Главные признаки: • Преимущество интуитивного, иррационального начала над логически-рациональным;


• превосходство таланта и искусства;


• главным знанием считалась не наука, а поэзия, красота, которая способна внедряться в глубины бытия;


• освобождение искусства от практических целей («искусство для искусства») и от жорсткихканонив.


Модернизм возник в Франции, связанный с именами ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, Е. Верхарна, Г. Метерлинка, В. Брюсова, О. Блока, Р.- Г. Рильке. В украинской литературе модернизм приобрел специфические черты, ставши прежде всего движением к новейшим евро-пейських течений. Украинские модернисты: поэты «Молодой музы» (П. Карманський, В. Пачовський, О. Луцкий), «Украинского дома» (М. Вороной, О. Олесь, Г. Євшан, Г. Чупринка).


Модернизма присущие конструктивность, вера в прогресс и гуманистические идеалы, чем он принципиально отличается от постмодернизма. В пределах модернизма выделяют такие литературные течения: символизм, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм, авангар-дизм (некоторые ученые считают авангардизм частным явлением через него деструктивную направленисть), сюрреализм, неоромантизм


Символизм


Направление в искусстве, ответвление модернизма. Возник в Фран-Ций в 70-х гг. ХиХ ст. (С. Малларме, А. Рембо, П. Верлен). Основные черты: для символистов искусство не отображения жизни ( как для реализма), а «медиум», посредник между этим миром и высшим ирра-циональним, доступным лишь на уровне интуиции, через намек и сим-зобов. Соответственно в произведении за внешнему конкретным содержанием пови-нен прятаться другой, тайный. Объект искусства — символ, который ассоциируется с другими, высшими сферами. «Другой» мир может быть открыт через искусство поэзии и музыки, отсюда старания вне-сти в писательство «дух музыки». Литература, по мнению символис-тив, есть не функционером, а самоценным проявлением прекрасного, то есть эстетичная функция относилась на первое место


В украинской литературе символизм появился в начале ХХ ст. Полностью раскрыться не смог через неблагоприятные исторические условия, однако его черты видим в поэзии представителей «Молодой музы» (В. Бирчак, П. Карманський, Б. Лепкий, О. Луцкий, В. Пачов-Ський, С. Чернецький) и «Украинского дома» (О. Олесь, М. Воро-Ной, Г. Євшан, Г. Чупринка), после революции — «Музагет» (П. Тычина, Д. Загул, Г. Терещенко, О. Слисаренко, Я. Савченко, В. Кобилянський), последним «вспышкой» полагает творчество группы «Митуса» (Р. Купчинський, В. Бобринський, О. Бабий, Ю. шкрумеляк).


Импрессионизм


Направление в искусстве, ответвление модернизма. Задача имп-ресионизму — передать мир таким, которым его ощущает автор, воссоздать непостоянные ощущения и переживание. Первоначально возник в живописи (название — от картины К. Моне «импресия. Восход солнца»), в литературе четкой поэтики не выработал, приближаясь то к натурализму или реализму ( в прозе), то к символизму (в поэзии). Основные черты: отрывистое, фрагментарное субъективное описание, богатое кольоро - и звукопис, передача разных внутренних ста-нивавтора.


Представители: брать Гонкури, А. Доде, Ги де Мопассан, С. цвейг. В украинской литературе элементы импрессионизма спосте-ригаемо в Г. Коцюбинского, Г. Михайличенка, М. Волнового


Экспрессионизм


Направление в искусстве, ответвление модернизма. Также ува-жаеться течением авангардизма. Противостоит реализму и импресио-низму. Главной задачам экспрессионизма является отображения максимализованого авторского переживания через напряжение переживаний и эмоций. Для экспрессионизма характерные: обостренная «нервная» эмоциональность, иррациональность, гиперболичность, гротеск, фраг-ментарнисть письма, одноколирнисть или противопоставление красок. Часто в творчестве экспрессионистов объединяются извне противоположные явления: будничность и космичнисть, вульгарность и пафос, пацифизм и революционность. Представители: Г. Тракль, Б. Брехт, М. Брод. В украинской литературе — В. Стефаник (отдельные черты), Ю. Клен, М. Волновой, Г. Кулиш.


Футуризм


Один из направлений авангардизма начала ХХ столетие, видгалу-ження модернизма. Главные признаки: деструктивная направленисть относительно классических художественных образцов, урбанизм (изображение и есте-тизация города как главного места событий), епатажнисть, стремление создать искусство будущего (отсюда и название). Футуристы нама-галися абсолютно обновить искусство на всех уровнях — вплоть до сло-вотворення, объединение писательства с живописью и кино


Первым теоретиком футуризма был итальянец Т. Маринетти. В России его представляли и. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский, в украинской литературе — Г. Семенко, Г. шкурупий. Выполнивши прогрессивную на определенном этапе деструктивную роль, футуризм, как и вообще авангардизм, отошел в прошлое. Определенные черты футуризма прослеживаются у неоавангардистов конца 80-х — начала 90-х гг. ХХ ст., в частности группы «Красная фира».


Авангардизм


Объединение течений в искусстве, которые возникают в кризисные периоды, когда определенное направление или стиль уже исчерпал себя, а созданные им «канонические образцы» превратились на клише. Авангардизм застирает-слышит и разоблачает их путем высмеивания, пародирование, гротеско-вого объединение. Главная функция авангардизма — деструктивная, его цель — «очищение пути» для нового, что должны прийти в мис-тецтво. Авангардизм не является конструктивным, не способный на создание собственных ценностей. Поэтому он возникает «волнами», со временем, вика-навши свою миссию, исчезает. С точки зрения истории литературы авангар-дизм ХХ столетие считают одним из ответвлений модернизма. Его черты видим у кубистов, экспрессионистов, дадайстив.


В украинской литературе ХХ столетие авангардизм возникал дважды: в 20-х годах, когда возникшая потребность обновления народнической литературы (связанный с именами поэтов-футуристов Г. Семенка, Г. шкурупия) и в конце 80-х — в начале 90-х (неоавангардизм), разоблачив искусственные и зужити аспекты литературы соцреализма ( группы « Бу-Ба-Бу»,»Лугосад», «Новая деґенерация»).


Неоромантизм


Стилевое течение модернизма в украинской литературе начала ХХ ст. Леся Украинка называла его «новоромантизмом». На от-мину от классического романтизма, который провозглашал разрыв между действительностью и идеалом, неоромантизм считал возможным их поед-нання благодаря силе воли человека, ее поезда к воплощению мечты, сдои-снення невозможного. В украинской литературе неоромантизм оказался в драматургии Леси Украинки, творчества художников « розстри-ляного возрождение» (О. Влизько, М. Йогансен, Ю. Яновський) и «пражской школы» (О. Ольжич, О. Телига), в романе « Тигро-Ловы» и. Багряного. В зарубежной литературе он оказывается в произведениях Р. Киплинга, Р.-Л. Стивенсона, Г. ибсена, Е.-Л. Войнич, Дж. Лондона, К. Гамсуна, М. Гумильова.


Соцреализм


Социалистический реализм. Псевдохудожний метод, проголоше-ной единственно возможным и найдосконалишим в советской литературе, по сути — набор жестких догм и шаблонов. Определяющими для него были позалитературни и позаестетични принципы: партий-нисть (высказывание в произведении позиции Компартии как единственно можли-вой идеи), искаженные понятия народностей и интернационализма, крайняя заангажированность


Понятие прекрасного могло применяться только для об-прославление советского порядка и его мистифицированных, реально


Не существующих героев (Павлик Морозов, Александр Матросов), безобразное — в изображении всех представителей других общественных устройств и ворогивладу.


С точки зрения поэтики прикметними чертами (точнее, требованиями, которые формулировались на съездах и высказывались в постановлениях) соцреализма есть: исторический оптимизм (конечным результатом исто-ричного прогресса есть коммунизм); конфликт в советской действительности является борьбой хорошего с еще лучшим, а безобразное — отдельными недостатками, обязательно преодоленными в произведении; узкая рабоче-крестьянская тематика; сакрализация советской истории и вождей; обязательной была наличие положительных героев (коммунистов) и нега-тивних. Соцреалистична критика произведения современников оценивала исключительно с точки зрения воплощения догм. В случае их несоблюдение творчество получало ярлыки «буржуазная» и «националистическая», изымалась из библиотек, в дальнейшем не публиковалась, автор подвергался травле в печати, а за значительные отклонения — репрессиям. Произведения классики оценивались с точки зрения «предусмотрение» советского порядка, в случае несовпадения — гении перетлумачувалися у выгод-ному светлые и даже мистифицировались (Т. Шевченко — атеист), художнике меньшего масштаба просто замалчивались


В то же время в среде соцреализма появлялись высоко-художественные произведения, которые отвечали некоторым его требованиям, но ста-вили гуманизм выше партийности (например, «Собор» О. Гончара). Вообще социалистический реализм был набором догм, созданных для контроля партии над писателями, превращение литературы в агитацию


Заангажированность


Насыщенность литературы пафосом общественно-политической, гро-мадянськой или национальной проблематики. Заангажированность литературы — проявление общественной ответственности художника за резуль-отцы своего творчества. Господствующая в СССР теория партийности лите-ратури привела к крайней степени заангажированности пись-менства, к продуцированию произведений за предварительно разработанными идеологическими образцами и нормами (соцреализм). это спричи-ныло появление большого количества малохудожественных произведений — псевдо- литературы


Заангажированность литературы возрастает в период соревнований понево-лених народов за независимость. Критики-Народники (С. Ефремова и др.) придавали заангажированности большое значение, противопоставь-ляючи ее эстетике. Талантливые художники, в частности, «пражской школы» смогли соединить заангажированность с высокой художественностью, давши пример удачного решения проблемы


Постмодернизм


Общее название совокупности литературных тенденций второй поло-вины ХХ — начала ХХи ст., что возникли после модернизма. Постмодернизм стал реакцией на идеологический кризис гуманизма после Второй мировой войны, также вобрал авангардистскую «усталость от культуры», пресыщенность культуры («все уже написано»).


Идейные черты: историческая ирония; уныние в прогресс; идея циклич-ности времени и вечной повторяемости; уныние в любую идею, которая видится орудиям манипуляции; ощущение пресыщенности западной цивилизации. Черты поэтики: интертекстуальнисть (создание своего текста с чужих); коллаж и монтаж («склеивание» разнородных фрагментов); игра со временем, с историей; широкое использование аллюзий; ирония, которая пронизывает все произведение; тяготение к прозы осложненной формы (романы с «свободным» расположением разделов). Первым постмодернистом полагает Гюнтер Грасс («Жестяной барабан», 1947 г.). Выдающиеся представители: У. Еко, Х. Л. Борхес, М. Павлин, М. Кундера, П. Зюскинд, В. Пелевин, Й. Бродский, Ф. Бегбедер. В украинской литературе ( как и в российской пост-срсривський) постмодернизм стал реакцией на диктат соцреализма, органически соединившись с неоавангардизмом. Представители: Ю. Андрухович, О. ирванець, Ю. издрик, Т. Прохасько.



Общественно-исторические условия развития украинской литературы ХХ ст., основные стилевые направления

Комментариев нет:

Отправить комментарий