Поражают глубиной трагического звучания особенно два рассказа о судьбе женщин - «Аграфена» и «Одарка». Если в первом с исключительной художественной силой показано разрушения материнского счастья, то во второму обрисовано страдания и гибель девушки, которую извел крепостник. Трагедию обеих женщин Марко Вовчок описывает в народнописенному ключе. Фольклорный материал она интерпретирует по-своему, как художник и социолог. Устное народное творчество помогло ей проникнуть в психологию трудовых масс, глянуть На жизнь и оценить его из позиций закрепощенного крестьянства. Именно поэтому Леся Украинка писала, что Марко Вовчок знала такие тайны исторической души украинского народа и такие глубины, которых теперь уже никто не знает или виповисти не умеет
Обратившись к художественному домыслу, Марко Вовчок построила чрезвычайно стройный сюжет в рассказе «Аграфена». Рассказом о смерти ребенка и сумасшествия женщины писательница углубила трагизм ситуации и не только не нарушила жизненной правды, а, наоборот, подчеркнула этим антикрепостническую направленность произведения. На протяжении всего произведения подчеркивается сила материнских чувств. Для такой натуры - чистой, глубокой, любящей - смерть долгожданного первенца и еще при таких обстоятельствах стала причиной второй трагедии - сумасшествие. Увиразнення страдающей судьбы женщин-крестьянок, изуродованных господами-людой-дамы, усиливалось недвусмысленными оценками помещиков. Писательница, показывая хищное, человеконенавистническое естество крепостников, срывала из них маску либерализма. Помещик, который загнал в могилу дочь Аграфены, нанес матери нечеловеческих мучений, привел ее к сумасшествию, в чужих глазах возникал добрым покровителем свойхкрипакив.
Таким же злым волком, «вороном хищным» показанный пан-развратник из рассказа «Одарка». Такое же и все господское кодло: и госпожа, которая ест людей, как «ржавчина железо», и паненята, которые, « как те пъявочки», высосали последние силы из бесталанной девушки. Сорвав девичий цвет, набавившись с Одаркой, помещик вырвал ее с обычного окружения, развел с семьей, подарил дочери и перевоз в город. Для сельской девушки переезд стал последней каплей ее испытаний - ее замучила ностальгия, она загрустила и умерла в госпитале. На фоне таких извергов- господ и Аграфена со своим неисчерпаемым горем женщины-ма-тери, которая собственными руками лишила ребенка жизни, желая ей добрая, и обесчещенная, оторванная от отчего дома Одарка возникают в обиде святихстрадниць.
Образ женщины-страдници в «Народных рассказах» Марка Вовчка
Комментариев нет:
Отправить комментарий