Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К нее обращались художники слова во все времена. Но в творчестве О. Блока эта тема находит особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже столетий, о себе и своих современников он сказал: «Мы - дети страшных лет России». Предчувствие « неслыханных изменений» и « невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь О. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной. В ранней поэзии О. Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовного жизни проходят на фоне российского пейзажа. Например, в стихе 1901 года «Видно, дне золотые пришли…»:
- Видно, дне золотые пришли. Все деревья стоят как в блеске. Ночью холодом веет из земли; Утром белая церковь вдали и близкая и ясная контуром.
Героиня блокивських стихов ранних лет находит черты сказочной царевны из российских сказок, жилье ее - очарованный терем, а герой - царевич, князь, нареченный. Поэзию О. Блока этих лет пронизывают образа российской культуры, нередко в их романтическом виде, например, в стихе «Ночь на Новый год» возникает образ Светланы, героине баллады В. Жуковского. мир ранней поэзии О. Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутанный образ России. К постижению Родины истинной, далекой от волшебной сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этой страшный мир попадает блокивський герой, пойдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и звезды поменяет мир мхов, болот с хромыми жабами, ржавых купен и пней. Населяют эту природу удивительные существа: колдуны и косматые ведьмы, «животного весенние», бесенята, «больная русалка». Не менее страшный и вид людей, которые живут в этом мире: это герои зловещего балагана, носителе «всемирной вульгарности», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Танца смерти». Наиболее известный стих этого цикла - «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в котором самой композицией подчеркнутая полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самому
Так, в самому своем известном стихе, который надолго стал символом поэзии О. Блока, - «Незнакомка» - лирический герой принадлежит двум мирам: мира мечты, поэзии, где все окутано вуалью тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, вульгарного мира « испробованных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтическое ее явление - месяц на небе - превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стих возвращением лирического героя от мечты до реальности. Страшный мир, созданный О. Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбиться свою страну даже в таком непривлекательном лице. Сам О. Блок предельно открыто выразил эту свою любовь-ненависть в стихе «Грешить бесстыдно, непробудно…», написанному в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий вид человека бездуховной, торговца, вся жизнь которого - это беспросыпный сон духа, даже покаяние его лишь на минуту. Подавая денежку в церкви, он сразу, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стих звучит почти как сатира. Герой его находит черты символические. И тем более неожиданно и сильнее звучит финал стиха:
- Так, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.
Одним из первых непосредственных обращений О. Блока к теме России как к самостоятельному стал его стих 1906 года «Русь». Страна появляется в этом стихи как заповедная, сказочная. Такой же ее пространство:
- Русь, опоясанная реками и трущобой окруженная, С болотами и журавлями, . И с мутным взглядом колдуна…
Россия в этом произведении как бы спящее очарованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих пространствах. Итогом соображений О. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», что создавался с 1907 по 1916 год. Ко всяческим аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикли. Здесь и соображение о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которая отбивает традиционный вид российской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв
В этот цикл входит и стих «На железной дороге», в чем-то перекликается с некрасивським «Что ты жадно смотришь на дорогую…». Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для российской поэзии. Один из наиболее известных стихов цикла - «Россия» («Снова, как в года золотые…»). В последних произведениях цикла «Родина» появляется новая нота, связанная с тем, что в доле страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихах «Петроградское небо мутилось дождем…», «Я не предал белый флаг…», «Коршун» и других. Однако тема трагического предусмотрения звучит в стихах из цикла «Родина», написанных задолго к войне 1914 года, в стихах, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовому». Написанные эти стихи в 1908 году и посвящены одной из самых значительных событий российской истории. В 1912 году Блок писал: «Куликовська битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям российской истории. Таким событиям предназначенное возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовськой битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предусмотрении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первый стих цикла «На поле Куликовому»:
- Река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега. Над убогой глиной желтого обрыва В степи грустят стога. ОБ, Русъ моя! Жена моя! До боли Нам ясный длинный путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной, В твоей тоске, об, Русь! И даже мглы - ночной и заграничной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыме сверкнет святой флаг и ханской сабли сталь… и вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит., летит степная кобылица и мнет ковыль… и нет конца! Мелькают версты, кручи… Зупини! Идут, идут испуганные тучи, Запад в крови! Мера в крови! Из сердца кровь струится! Плач, сердце, плач… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!
Стих посвящен осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится степная кобылица, которая стремительно мчится. Возникает традиционное для поэзии ощущения единства жизни людей и жизнь природы. Самые естественные явления здесь выкрашенные в трагические кровавые цвета («Запад в крови!»). Этот мотив встречается и в других стихах цикла «Родина», например, в стихе «Петроградское небо мутилось дождем…»: « В западной дали были дымные тучи в крови». В стихе «Река раскинулась…» несколько раз меняется объект поэтического речи. Начинается оно как описание типично российского пейзажа: убогого и грустного. Потом звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим сдалось таким, что шокирует - ведь О. Блок обращался к своей стране так: « ОБ, Русь моя! Жена моя!». Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если - учесть смысловой ореол, данный слову «жена» символистской поэзией. В ней он сходит к евангельской традиции, к мистическому, духовного, а не телесного единения. И, в конце концов, в финале стиха возникает новый объект обращения: «Плач, сердце, плач…» В стихе О. Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостный, а драматический
Теме стиха отвечает его интонационному порядку, самому темпу поэтического речи. Он начинается спокойно, даже замедлено, потом темп стремительно нарастает, предложение делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами»). Нарастают восклицательные интонации: в семерых строфах стиха автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованно. Это ощущение создается и стихотворным порядком текста. Произведение написано ризностопним ямбом, который предоставляет ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели. Стих О. Блока о России, который прозвучал в те года, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда самая любовь к Родины находила внутренний драматизм, звучит сегодня удивительно современно и выявляет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической российской литературы
Тема Родины О. Блока
Комментариев нет:
Отправить комментарий